?

Log in

No account? Create an account

snorri_di

из книги Марселин Дефурно "Испания Золотого века"

« previous entry | next entry »
Dec. 26th, 2005 | 06:10 pm

Основные состоявляющие испанской души:
- вера
- честь
+ "чистота крови"

Кастильский кодекс "Партиды" (XIII век):
"Честь - это репутация, которую человек приобретает согласно занимаемому им месту в обществе благодаря своим подвигам или тем достоинствам, которые он проявляет... Убить человека или запятнать его репутацию - это одно и то же, ибо человек, утративший честь, хотя бы он со своей стороны и не совершил никаких оошибок, мертв с точки зрения достоинств и уважения в этом мире; и для него лучше умереть, чем продолжать жить".

Лопе де Вега:
Ни один человек не честен сам по себе,
Это другие считают, что он обладает честью.
Быть добродетельным и иметь заслуги -
Еще не значит обладать четью. Из чего следует,
Что о чести судят другие, а не сам человек.
_________________________________
Вера играет огромное значение для испанцев. Отсюда и неверояное количество представителей духовенства, пользующихся почтением среди населения. Почти треть земельных доходов принадлежит именно ему. Для обедневших идальго принятие сана было способом поправить свое материальное положение. Для остальных сословий - также и возможностью продвинуться по социальной лестнице.
Инквизиция сравнительно мягко относилась к сожительству священников с женщинами и рождению их детей. В некоторых селах прихожане сами подыскивали любовницу своему пастырю - чтобы дышать спокойно, когда их юные дочери отправляются на исповедь.
_________________________________
О новообращенных евреях и маврах.
Статут магистрата Толедо (1449):
"... будут считаться низкими, недееспособными, непригодными, недостойными какой бы то ни было должности, публичных или частных привилегий в городу Толедо и его окрестностях, не могут свидетельствовать как публичные писари или просто выступать в качестве свидетелей и иметь власть над старыми христианами в Святой Католической вере".

Некий францисканец, выступая от лица нескольких преподавателей университета в Саламанке, писал в конце XVI века:
"В Испании теперь быть богохульником, вором, бандитом с большой дороги, прелюбодеем, святотатцем, обладать всеми остальными пороками считается меньшим позором, чем иметь еврейское происхождение, даже если две-три сотни лет назад люди этого рода обратились в католическую веру".
_________________________________
Дворянство в большинстве своем разорено, даже доведено до нищеты.

Эстебанильо Гонсалес:
"Моего отца постигло несчастье, которое коснулось всех его детей, как наследие первородного греха: он был идальго, все равно что поэт, поскольку в этом положении нет почти никаких шансов избежать вечной бедности и постоянного голода".

Но спеси от этого у них не убавлялось:
"... поскольку дворянин не должен никому другому, кроме как Богу и королю, и не подобает ему, как благородному человеку, пренебрегать хотя бы минутным неуважением к своей персоне".
__________________________________
При дворе царит безжалостный этикет.

Советник Берто о Филиппе IV (1655):
"Нигде более нет государя, который жил бы, как король Испании, все его действия и все его занятия всегда одни и те же и совершаются день за днем настолько одинаковым образом, что кажется, будто король знает, что будет делать всю свою жизнь... Он придавал этому [этикету] такое значение, что действовал и ходил с видом ожившей статуи".
___________________________________
Огромные потоки золота и серебра из Америки отбили у населения желание работать, "растущая сила предрассудка "чистоты крови" и пристрастие к благородству порождали презрение к любому труду и вели к тому, что в Испании почти перестали заниматься "механическими профессиями" Дух предпринимательства, вдохновлявший часть испанской буржуазии и побуждавший ее к активному участию в великой экспансии предыдущего столетия, уступил место осмотрительности и пассивности. Буржуазия вкладывала свои капиталы... в ценные бумаги и в земельную ренту". Объем импорта колоссален, местное производство в затруднительном положении.
Казна пуста, иногда не хватает денег на дрова для королевских покоев и на некоторые продукты для монаршьего стола. Однако...

В 1637 году были устроены пышные праздненства в честь избрания кузена короля, Фердинанда III, императором. Общие затраты составили 300 тысяч дукатов (гигантская сумма по тем временам). Разъяснение властей было следующим:
"Столь важное мероприятие имело еще и другую цель помимо представления ради времяпрепровождения. Подобного рода демонстрация богатства была устроена для того, чтобы наш добрый друг, кардинал Ришелье, знал, что у нашего государства еще есть деньги, которые можно потратить на то, чтобы наказать его короля".

Более или менее благополучной была Каталония, где не действовали жесткие законы Кастильского королевства. Почти половину населения провинции составляли французы.
___________________________________
"Фастфуд" в Мадриде XVII века

"Для тех, кто спешил, и для обладателей тощих кошельков существовали bodegones de puntapie, своего рода прилавки и лотки, установленные на площадях и перекрестках, где можно было поесть, стоя, "готовой пищи" сомнительного качества".

Link | Leave a comment |

Comments {2}

Про честь

from: anonymous
date: Dec. 28th, 2005 11:57 am (UTC)
Link

Крава, а ты сама-то как думаешь: честь - это внешнее или внутреннее? Мне как-то всегда казалось, что честь - это нечто вроде совести, некий моральный императив, который не дает тебе поступить бесчестно и удерживает тебя от дурных поступков (потому что потом будет стыдно) [если мы, конечно, не о девичьей чести;)))]
Ответь несчастному анонимному Олищу, которое проклятый прокси-сервер не пускает в ЖЖ.

Reply | Thread

Сноррь

Re: Про честь

from: snorri_di
date: Dec. 28th, 2005 12:28 pm (UTC)
Link

Думаю, это внутренне. А уж внутреннее убеждение/качество не замедлит явить себя внешне. Ты права, честь - это именно что совесть, моральные качества (со знаком "плюс"), умение держать себя с достоинством и, в то же время, человечно. В описываемые времена честь понималась, на мой взгляд, как-то уж однобоко, по крайней мере, большее внимание уделялось внешним признакам.

Reply | Parent | Thread