?

Log in

No account? Create an account

snorri_di

любовные романы

« previous entry | next entry »
Apr. 15th, 2007 | 10:50 am
music: Mike Oldfield - To France

Как-то раз у нас с мамой зашел разговор о любовных романах. Признаться, за свою жизнь я читала лишь два, плюс несколько т.н. любовно-исторических (причем, ключевое слово "исторические") за авторством Виктории Хольт (она же Джин Плейди) и Эвелин Энтони. Не потому, что я морщу нос при самом упоминании жанра, но как-то так сложилось. Первый я прочитала лет в двенадцать (его дала маме соседка, но у родительницы до него не дошли руки, зато я "проглотила" его за день), но как-то не впечатлилась, если честно. Второй же мне очень понравился, ибо это были "Поющие в терновнике" Колин Маккалоу. По-своему, это выдающаяся книга, без переборов и в то же время довольно глубокая и трогательная; к тому же его перевела на русский язык Нора Галь. Фильм я посмотрела через два года после прочтения, но мне он показался на порядок слабее литературного первоисточника. Была еще одна книга, уже даже и не припомню названия, но изучалась она в экспериментальных целях: целая компания студенток, только что сдавших четвертую по счету сессию, читала некий любовный роман, читала вслух и поочередно, пока каждая из чтиц не захлебывалась от смеха, не в силах продолжать озвучивать написанное. Дело в том, что в тексте постоянно повторялись обороты, типа "внутри нее все перевернулось" или "ее ноги стали ватными" и т.п., повторялись с поразительной частотой.
Вернусь, собственно, к разговору. Предметом его были как раз-таки "Поющие в терновнике". Не стану пересказывать сюжет, ибо это долго, но вот что хочется отметить: мне жутко не нравятся как Ральф, так и Дэн. Ральф - в силу своего честолюбия, которое не есть обычная жажда почестей и славы, но в каком-то роде гордыня: мол, посмотрите, каких вершин я достиг, потому что сумел возвыситься над искусами мира. Трудно назвать его подход к жизни лицемерием, но уж слишком много в нем этого самого самолюбования в самоотречении, которое, в общем-то, было и ненужным, по сути своей,- и сам святой отец это прекрасно осознает. Он поднялся до вершин, о которых грезил с семинарии, ради которых когда-то отрекся от обычного человеческого счастья и ради которого поступил подло в отношении целой семьи (имеется в виду тот момент, когда он не дал согласия уничтожить второй вариант завещания Мэри Карсон, в котором "старая паучиха", как он ее называл, отписывала все свое многомиллионное состояние Католической церкви, при условии, что та "оценит услуги отца Ральфа"; тогда как согласно первому ее имущество досталось бы многочисленной семье ее родного брата, работяги Пэдди Клири, в дочь которого был всю жизнь влюблен Ральф). Во взгляде на мистера де Брикассара я вполне согласна с Джастиной :-)
Его сын Дэн не нравится мне потому, что он никого не любит. Вернее, его случай из серии "люблю всех - и никого в частности". Он испытывает какие-то чувства к матери, сестре, тому же Ральфу - и все же, на мой взгляд, они мало чем отличаются от его симпатий в отношении любого случайного прохожего. Перед смертью, когда его схватил сердечный приступ, Дэн говорит Богу, что любит только Его. Больше для него ничего и никого не существует. Я многого не понимаю, но все же мне трудно осознать, как можно любить Бога и не любить Его творения, пусть не все, но хотя бы те, кто тебя окружает. Между Дэном и прочими людьми существует дистанция, барьер, он "не от мира сего", хотя все его очень любят, в нем нет человечности, которая худо-бедно присутствовала в его отце. Меня всегда коробило его отношение к матери: та носилась с ним, как с писаной торбой, все делала для блага детей, а милый Дэн по окончании семинарии даже не желает навестить ее. Непогрешимость - вещь выдающаяся, но она... обжигает своим холодом. Хотя, впрочем, есть за ним кое-какой грешок, который я уже упомянула в связи с его родителем: гордыня. Дэн постоянно просит Господа, чтобы Он послал ему боль, какое-то тяжелое испытание, чтобы он смог доказать Богу свою любовь к Нему. Что просил - то и получил. Но боль ведь может быть не только физической, но и душевной: пожалуй, любому человеку страшно потерять близких или же узнать, что их постигло какое-то несчастье. А если бы та самая "боль", о ниспослании которой так молился Дэн, была бы потерей матери или бабушки? Или это для него не испытание, т.к. они для него не настолько значимы?.. В общем, юноша, ИМХО, не слишком предназначен для этого грешного мира.
Tags:

Link | Leave a comment |

Comments {39}

black_queen

(no subject)

from: black_queen
date: Apr. 15th, 2007 07:41 am (UTC)
Link

Я тоже предпочитаю любовно-исторические. Единственная проблема в том, что иногда про любимых исторических персон там такого напридумывают! Впрочем, Хольт и Энтони мне нравятся. Но вот у МакКаллоу не устаю рекламировать ее серию романов про древний Рим. Я от них в непреходящем восторге.

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Apr. 15th, 2007 07:46 am (UTC)
Link

Так ведь это романы, издержки жанра, так сказать ;-)
А вот Хольт и Энтони и впрямь хороши, причем, Хольт очень тщательно подходит к фактическому материалу, а Энтони, на мой взгляд, несколько более искусно выписывает душевные переживания.
Ну а Маккалоу... тут просто нет слов. Надо будет как-нибудь все же ознакомиться с ее "римским" циклом. А она затрагивали в своих книгах еще какие-то периоды?

Reply | Parent | Thread

black_queen

(no subject)

from: black_queen
date: Apr. 15th, 2007 07:57 am (UTC)
Link

Я у нее читала еще пару романов, но они не являлись в общем-то историческими и порекомендовать я их не могу. Но вот есть у нее еще "The Song of Troy" о троянской войне, естественно ;) Она мне очень понравилась, потому что там постоянно идет повествование от лица разных героев (Приама, Ахилла, Одиссея, Неоптолема и др.) в итоге получается очень интересная и многогранная картина. К тому же, насколько я могу судить, мифология "проверена" :)

Reply | Parent | Thread | Expand

Маргарита Сент-Жюст

(no subject)

from: margo_sant_just
date: Apr. 15th, 2007 07:45 am (UTC)
Link

Юноша как раз и мог появиться только в это грешном мире, где люди ухитряются христианство, которое прежде всего и учит-то любить ближних, превращать в непонятно что смешанное с равнодушием и пафосом одновременно.
А если человек отрекся от любви и самого жорогого, что у него было, то это уже искажение и каковы не были бы мотивы и внешняя шелуха, ни к Богу ни к свету ни к добру это отношения не имеет, наоборот противоречит

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Apr. 15th, 2007 07:49 am (UTC)
Link

Меня... не то что возмущает, просто приводит в некое недоумение его отрешенность, которая никак не вяжется с состраданием миру (а ведь это вполне христианская идея). Впрочем, Христос говорит о том, чтобы его последователи оставили отца и мать и пошли за ним. Но... не знаю, для меня странно это как-то. Если ты хочешь сделать мир добрее и светлее, помоги тем, кто рядом с тобой, для начала...

Reply | Parent | Thread

Маргарита Сент-Жюст

(no subject)

from: margo_sant_just
date: Apr. 15th, 2007 08:21 am (UTC)
Link

То что говорил Христос его последователи потом толковали и перетолковывали. Если не ошибаюсь, то в Библии сказано чтить родителей

Reply | Parent | Thread | Expand

(Deleted comment)

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Apr. 15th, 2007 09:20 am (UTC)
Link

А что это за цикл, вернее, о ком она пишет в нем?

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)

valya_15

Аллегорическия мысли :-).

from: valya_15
date: Apr. 15th, 2007 02:53 pm (UTC)
Link

(Ох, как меня разнесло на тему "Терновников"!)
У меня сложилось впечатление, что фильм «Поющие в терновнике» (сериал) призван служить развернутым комментарием к роману – что-то объяснить, что-то дополнить, что-то, по мнению авторов фильма, улучшить. Например, в фильме есть сцена прощального примирения Ральфа с Мэгги и добавлены какие-то штрихи к образу г-жи Карсон, призванные показать, что она Ральфа действительно любит, но только как она это понимает. (В результате чего сцены с Мери Карсон в фильме нравятся даже папе моему, который сам роман не читал и любовные сериалы принципиально не смотрит. Вообще он очень строгий ценитель.) Брат Стюи и мама Фиа в фильме мне показались более симпатичными или, вернее сказать, «лучше разработанными» образами. Разумеется, это комментарий только для тех, кому он почему-то нужен, но трактовка ряда образов в фильме точно отличается от романной, с тем, чтобы концы сгладить. Больше всего меня в фильме раздражает сцена с тушением пожара, которая вызывает в памяти что-то очень похожее на советские фильмы 30-х-50-х годов, что здесь мало к месту.
Читая книгу, зверски обиделась на Колин Маккаллоу за выражение «все женщины-«скорпионы» – дьяволовы дочки». После таковых однозначных и недальновидных характеристик сразу как-то…доверие к автору падает, в общем.
Что касается Дэна, меня он как-то особенно сильно никогда не интересовал…но согласна с Вами, что просить испытаний на свою голову – опасная штука. Вероятно, поэтому и молятся «не введи во искушение»…Просят испытания тогда, когда считают себя сильным и думают, что не было повода проявить себя, но ведь не подозревают о том, какое это испытание может быть.
Но в целом, как мне кажется, если смотреть с позиций отношения к религии, книга, может быть, провокационная. Камень в огород религии «Любить всех – это не любить никого», на самом деле, очень старый. Еще мне кажется, что вот это противоречие «любовь – это признание исключительности» и «любовь – это признание ценности» – это вопрос более «женский», потому что женщина отвечает за семью и охраняет связи с близкими людьми. Софья Андреевна упрекала своего Толстого за то, что он ради проповеди любви ко всем пренебрегал любовью к семье. У Леси Украинки есть драматическая поэма «Одержимая», о Марии Магдалине, где этот вопрос тоже поставлен. Там в образе Магдалины поэтесса изобразила себя, а в образе Мессии – свою несчастную любовь, которого она пережила. Я думаю, что на всю эту критику у настоящих священников, которые специально работают над собой в этом направлении, существуют ответы, которых нет в романе Колин Маккаллоу. Она образы и ситуацию своего романа построила именно для того, чтобы подчеркнуть это противоречие, а не искать, как оно может быть разрешено и может ли быть разрешено. Наверное, существует какой-то более высокий уровень сознания священнослужителей, еще и далеко не всех, а только очень хороших, на котором этого противоречия нет и это не производит отталкивающего впечатления. Если бы, например, покойный папа Иоанн Павел захотел написать роман на тот же сюжет, он, я думаю, расставил бы акценты как-нибудь по-другому. Но как именно – я не знаю, могу только предполагать.
Мне представляется в общих чертах так: есть некая высокая Цель, а к ней есть две дороги. Одна, скажем так, для большинства людей, и далеко не простая, а другая – более короткая, но сопряженная с еще бОльшим риском, причем каким именно – не всегда известно. Но известно, что если ты идешь по ней, у тебя еще и обязанность помогать людям, которые идут по обычной дороге. При том, что цель одна для всех. Проблема в том, чтобы правильно себя оценить при выборе дороги. Ты можешь думать, что ты прямо создан для второй дороги, и из честолюбия тоже. А на самом деле тебе лучше по первой. Главный же фокус в том, что в общем зачете оценивается, не по какой дороге ты шел, а дошел ты вообще или повернул.
(Извините, пожалуйста, если это напыщенно выглядит. Впечатлений от "Терновников" в свое время было так много, что волшебный тигр счел просто необходимым их обрушить на дружественных лиц столь же впечатленных...)

Reply | Thread

Сноррь

Re: Аллегорическия мысли :-).

from: snorri_di
date: Apr. 16th, 2007 08:07 am (UTC)
Link

По поводу взаимоотношений Мэгги и Джастины. Книгу я читала достаточно давно, но не могу припомнить, чтобы между матерью и дочерью существовало такое напряжение. Джастина всегда была несколько сама по себе, очень самостоятельная, независимая, но Мэгги принимала ее такой, какая она была, но ущербности от того, что мать больше любит Дэна, она не испытывала, они с братом отлично ладили, так что это, видимо, дань кинематографическим традициям :-)
Мэри Карсон в фильме получилась замечательная. В принципе, при прочтении именно такой я ее и представляла, а актриса ее сыграла прекрасно.
Насчет Стю и Фионы, в общем-то, согласна. Они получились более человечными. В книге они кажутся более отдаленными ото всех, какими-то... полуэфемерными, что ли. А в финале, когда Фиона узнает о гибели внука, ее человеческое выходит наружу, как, впрочем, и раньше, когда при пожаре сгорел ее муж и умер сын.
Про женщин-скорпионов, наверное, это было всего лишь народное поверие, которое она и изложила в книге ;-)

Понимаете, меня коробит даже не "любить всех = не любить никого", а то, как Дэн относится к окружающим. Помните, как Витторио рассуждал о Христе, когда увидел Ральфа, приехавшего после "медового месяца" с Мэгги: раньше он думал, что у Христа были граза Ральфа, такие же отрешенные, а теперь он поменял свое мнение, увидев боль и страдание во взгляде друга - ведь Христос не мог не испытывать боли, сострадая человечеству. Конечно, Он - иной случай, Ральфе же - человек и грешник, по сути своей. Ральф прошел через это испытание (и я даже не осуждаю его за "грехопадение" - не из женской солидарности :-) а просто потому, что в его любви к Мэгги не было грязи, не было банальной похоти; и потом, это событие разуверило его в мысли, что он богоподобен, спустило его с небес, где ему, в общем-то, не было места, т.к. он вознесся туда на крыльях гордыни, в отличие от Дэна, для которого это было состоянием души), которое, на мой взгляд, тяжелее, чем то, что призывал на свою голову Дэн. Людям никуда не деться от того факта, что они живут на земле среди людей. А Дэн ничуть не создан для такой жизни, в его помыслах нет места никому и ничему, кроме Бога. Хорошо это или плохо - я не знаю, возможно, у меня, как и Маккалоу, слишком женский и слишком земной взгляд на подобного рода вопросы :-)

Reply | Parent | Thread

valya_15

Re: Аллегорическия мысли :-).

from: valya_15
date: Apr. 16th, 2007 06:36 pm (UTC)
Link

Может быть, на самом деле ответ очень простой. Дэн создан автором таким для того, чтобы соответствовать своему "месту в сюжете", по которому рано или поздно Мэгги его потеряет "во всех смыслах". Такая "функциональная фигура", в большей мере, чем живой человек. Поэтому этот персонаж недостаточно убедителен. У меня на них с Джастиной после Ральфа и Мэгги как-то никогда сил не хватало...Но совершенно согласна с Вами, что такая подчеркнутая конфронтация между Мэгги и Джастиной выглядит странно.

Reply | Parent | Thread | Expand

(Deleted comment)

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Apr. 18th, 2007 12:40 pm (UTC)
Link

Олище, ну как ты могла?!? Это же такое... такое... ах!.. *томно закатывает глаза*
Ну почему не нравится? Мне вот Диего Алатристе нравится, и Гендальф-Пендальф :-)))))))))

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)