?

Log in

No account? Create an account

snorri_di

Роуз Тремейн "Музыка и тишина"

« previous entry | next entry »
Sep. 10th, 2007 | 09:25 pm
music: John Dowland - Come Again

Это очень женский роман. Нет, он не переполнен слащавыми сентиментальными описаниями, а язык повествования далек от приторности. В книге присутствует любовная линия, даже не одна, тем не менее не это является главным.
Это рассказ о красоте, совершенстве и о путях, ведущих к их постижению. Это история о безумии, обрушивающемся на заблудившихся в этом странствии; о тупике, в котором оказываются те, кто не желает покидать пределов Тишины, ведь она, согласно замыслу Тремейн, есть символ душевного застоя, мыслей и чувств, что сродни преддверию смерти.
"Тот, у кого нет музыки в душе, кого не тронут сладкие созвучья, способен на грабеж, измену, подлость" - эта цитата из "Венецианского купца", хоть и озвучивается в тексте лишь единожды, лейтмотивом проходит сквозь весь роман. И дело не только в музыке как в мелодиях, извлекаемых из разнообразных инструментов; она одно из проявлений способности души вырываться за пределы зримого мира, мечтать и пытаться осуществлять свои фантазии, необязательно в борьбе, как это было с королем Кристианом, но даже действуя по наитию, следую порывам сердца, как Эмилия Тилсен, ее брат Маркус или Питер Клэр. Умение понять, пожалеть другого тоже возвышает, позволяя открывать в себе неведомый доселе свет, как это случилось с Вибеке Круз, которая из "свиньи в поисках трюфелей" превратилась в человека, способного привнести мир и покой в измученную душу Кристиана. А еще это умение помнить, храня в сердце дорогие образы.
Когда подобные качества отсутствуют и их место занимают лишь земные вожделения, то финалом подобного отношения к миру становится Тишина. В нее погружаются и капризная Кирстен Мунк, скучающая по садомазохистским радостям, что она делила со своим любовником-немцем, и Магдалена, испытывающая свою женскую власть над мужчинами из семьи мужа и едва не ставящая ее на грань гибели, также как и вдовствующая королева София, направившая всю свою энергию на накопление золота ради самого золота. Но даже они, в некотором роде, злые гении прочих персонажей, не столь безнадежны: в них все еще теплится искра, способная - пусть и на короткий миг - оживить их души. Несносная эгоистка Кирстен, оказывается, может привязаться к сироте Эмилии; скаредная София проявляет гостеприимство к Элен Марсвин, изгнанной из собственного дома родной дочерью; "ведьма" Магдалена, которую становится жаль, когда читаешь, что от заслуженных побоев Йоханна у нее текла ушами кровь, может пожалеть старшего пасынка и не выдать никому имени своего убийцы, которым оказывается второй из ее приемных сыновей.
Точно так же и другие герои, должные занимать нишу носителей положительных качеств, небезупречны, в том числе, и "ангел" Питер Клэр, который, говоря по совести, блекнет на фоне таких полнокровных фигур, как Кристиан IV, Йоханн Тилсен, Кирстен или малыш Маркус.
В романе нет однозначных характеров, они не развиваются, скорее, плывут по реке познания, открытия чего-то, что впоследствии станет для них платформой для движения вперед (если это возможно в том или ином случае). "Музыка и тишина" напоминает оборот колеса: люди духовно и физически возвращаются к исходной точке, оставаясь прежними - и все же меняясь. Болезнь, безумие, раздражение, неприкаянное странствование заканчиваются, наступает время надежды и покоя.
В "Музыке и тишине" нет лихо закрученной интриги или рассуждений об устройстве мироздания, однако эта книга, очень зимняя, словно припорошенная снегом Ютландия, выстроенная весьма интересно, в виде нескольких тесно переплетающихся линий, где авторское повествование периодически сменяется рассказом от первого лица, оставляет ощущение цельности, некой полноты. И небольшие детали, вроде пестрой курицы Герды, белых шелковых лент, подаренных Клэром Эмилии, кота Отто или выстругиваемой Вильхельмом Тилсеном палки, лишь добавляют осязаемости этому миру.
В заключение хотелось бы привести небольшую цитату из романа: "Говорят, что Музыка только тогда проникает в Человеческую Душу, когда отвечает Ожиданиям, рожденным памятью, - известные ноты в определенной последовательности идут за другими известными нотами, - и мы получаем вещь, которую называем Мелодией, текущей во Времени. Если память несовершенна, <...> мы на всю жизнь останемся к Музыке равнодушны".


kavery великодушно позволила разместить у себя найденную ею репродукцию картины Ладислава Бакаловича "Расставание". По-моему, молодая пара очень похожа на Эмилию и Питера.

Link | Leave a comment | Share

Comments {39}

Amiga

(no subject)

from: amiga_ksana
date: Sep. 11th, 2007 04:15 am (UTC)
Link

...Тебе уже говорили, что ты ТАК пишешь о книгах и фильмах, что хочется СРАЗУ ЖЕ бежать им читать и смотреть?

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Sep. 11th, 2007 09:13 am (UTC)
Link

Эмм... нет. Спасибо... это был просто поток сознания, честное слово.

Reply | Parent | Thread

Mария

from: anonymous
date: Sep. 11th, 2007 09:47 am (UTC)
Link

Amiga_ksana, бегите и читайте!
Пока ее еще можно купить.
Это не та книга, которая будет переиздаваться много раз.
К несчастью для этого мира.

Reply | Thread

Сноррь

Re: Mария

from: snorri_di
date: Sep. 11th, 2007 06:09 pm (UTC)
Link

Эту книгу и сейчас-то трудно достать...

Reply | Parent | Thread

Avery (aka) Sweet Little Queen XIII

(no subject)

from: kavery
date: Sep. 11th, 2007 12:20 pm (UTC)
Link

Чудесная книга! Я просто очарована была ею. Надо будет перечитать ближайшее время.

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Sep. 11th, 2007 06:09 pm (UTC)
Link

О да, есть в ней какое-то волшебство, волшебство слов.

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Сноррь

Re: Да вы писатель, батенька!

from: snorri_di
date: Sep. 11th, 2007 06:10 pm (UTC)
Link

Намек понят ;-) Главное, не забудьте напомнить человеку с дырявой памятью.
Ой, я тебя умоляю! Олище ни одной четверки за все время обучения не получило, небось, до сих пор может перечислить все диалекты лужицкого ;-))

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)

Ну ты же меня знаешь...

from: anonymous
date: Sep. 11th, 2007 03:10 pm (UTC)
Link

Дин, дай почитать... верну через пару лет. :)

Жуня

Reply | Thread

Сноррь

Re: Ну ты же меня знаешь...

from: snorri_di
date: Sep. 11th, 2007 06:11 pm (UTC)
Link

Хмм... ты сначала учебник по средневековой литературе прочитай. И "Дракулу" ;-)) А то я тя знаю, аццкая ты дева...

Reply | Parent | Thread

Мэй

(no subject)

from: dama_may
date: Sep. 15th, 2007 02:41 pm (UTC)
Link

Прекрасная рецензия. Увы, этой книги уже нет в продаже. Я как раз собиралась написать о Кристиана IV и его женщинах. Но на исторических сайтах очень сухо написано, только факты, а хотелось бы прочесть и о чувствах этих людей.

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Sep. 15th, 2007 05:11 pm (UTC)
Link

Спасибо!
Да, мне тоже попадалось совсем немного информации об этом человеке, хотя после романа он очень и очень меня заинтересовал. Интересно, был ли он таким, каким его описала Тремейн?..

Reply | Parent | Thread

Мэй

(no subject)

from: dama_may
date: Sep. 15th, 2007 05:13 pm (UTC)
Link

Красавец, во всяком случае.

Reply | Parent | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Sep. 16th, 2007 02:38 pm (UTC)
Link

Да, на "молодых" портретах он очень даже ничего. Хотя Тремейн пишет, будто его лицо было "похоже на каравай хлеба".

Reply | Parent | Thread | Expand

Mария - (Anonymous) - Expand