?

Log in

No account? Create an account

snorri_di

Роуз Тремейн "Музыка и тишина"

« previous entry | next entry »
Sep. 10th, 2007 | 09:25 pm
music: John Dowland - Come Again

Это очень женский роман. Нет, он не переполнен слащавыми сентиментальными описаниями, а язык повествования далек от приторности. В книге присутствует любовная линия, даже не одна, тем не менее не это является главным.
Это рассказ о красоте, совершенстве и о путях, ведущих к их постижению. Это история о безумии, обрушивающемся на заблудившихся в этом странствии; о тупике, в котором оказываются те, кто не желает покидать пределов Тишины, ведь она, согласно замыслу Тремейн, есть символ душевного застоя, мыслей и чувств, что сродни преддверию смерти.
"Тот, у кого нет музыки в душе, кого не тронут сладкие созвучья, способен на грабеж, измену, подлость" - эта цитата из "Венецианского купца", хоть и озвучивается в тексте лишь единожды, лейтмотивом проходит сквозь весь роман. И дело не только в музыке как в мелодиях, извлекаемых из разнообразных инструментов; она одно из проявлений способности души вырываться за пределы зримого мира, мечтать и пытаться осуществлять свои фантазии, необязательно в борьбе, как это было с королем Кристианом, но даже действуя по наитию, следую порывам сердца, как Эмилия Тилсен, ее брат Маркус или Питер Клэр. Умение понять, пожалеть другого тоже возвышает, позволяя открывать в себе неведомый доселе свет, как это случилось с Вибеке Круз, которая из "свиньи в поисках трюфелей" превратилась в человека, способного привнести мир и покой в измученную душу Кристиана. А еще это умение помнить, храня в сердце дорогие образы.
Когда подобные качества отсутствуют и их место занимают лишь земные вожделения, то финалом подобного отношения к миру становится Тишина. В нее погружаются и капризная Кирстен Мунк, скучающая по садомазохистским радостям, что она делила со своим любовником-немцем, и Магдалена, испытывающая свою женскую власть над мужчинами из семьи мужа и едва не ставящая ее на грань гибели, также как и вдовствующая королева София, направившая всю свою энергию на накопление золота ради самого золота. Но даже они, в некотором роде, злые гении прочих персонажей, не столь безнадежны: в них все еще теплится искра, способная - пусть и на короткий миг - оживить их души. Несносная эгоистка Кирстен, оказывается, может привязаться к сироте Эмилии; скаредная София проявляет гостеприимство к Элен Марсвин, изгнанной из собственного дома родной дочерью; "ведьма" Магдалена, которую становится жаль, когда читаешь, что от заслуженных побоев Йоханна у нее текла ушами кровь, может пожалеть старшего пасынка и не выдать никому имени своего убийцы, которым оказывается второй из ее приемных сыновей.
Точно так же и другие герои, должные занимать нишу носителей положительных качеств, небезупречны, в том числе, и "ангел" Питер Клэр, который, говоря по совести, блекнет на фоне таких полнокровных фигур, как Кристиан IV, Йоханн Тилсен, Кирстен или малыш Маркус.
В романе нет однозначных характеров, они не развиваются, скорее, плывут по реке познания, открытия чего-то, что впоследствии станет для них платформой для движения вперед (если это возможно в том или ином случае). "Музыка и тишина" напоминает оборот колеса: люди духовно и физически возвращаются к исходной точке, оставаясь прежними - и все же меняясь. Болезнь, безумие, раздражение, неприкаянное странствование заканчиваются, наступает время надежды и покоя.
В "Музыке и тишине" нет лихо закрученной интриги или рассуждений об устройстве мироздания, однако эта книга, очень зимняя, словно припорошенная снегом Ютландия, выстроенная весьма интересно, в виде нескольких тесно переплетающихся линий, где авторское повествование периодически сменяется рассказом от первого лица, оставляет ощущение цельности, некой полноты. И небольшие детали, вроде пестрой курицы Герды, белых шелковых лент, подаренных Клэром Эмилии, кота Отто или выстругиваемой Вильхельмом Тилсеном палки, лишь добавляют осязаемости этому миру.
В заключение хотелось бы привести небольшую цитату из романа: "Говорят, что Музыка только тогда проникает в Человеческую Душу, когда отвечает Ожиданиям, рожденным памятью, - известные ноты в определенной последовательности идут за другими известными нотами, - и мы получаем вещь, которую называем Мелодией, текущей во Времени. Если память несовершенна, <...> мы на всю жизнь останемся к Музыке равнодушны".


kavery великодушно позволила разместить у себя найденную ею репродукцию картины Ладислава Бакаловича "Расставание". По-моему, молодая пара очень похожа на Эмилию и Питера.
Tags: ,

Link | Leave a comment | Share

Comments {39}

Amiga

(no subject)

from: amiga_ksana
date: Sep. 11th, 2007 04:15 am (UTC)
Link

...Тебе уже говорили, что ты ТАК пишешь о книгах и фильмах, что хочется СРАЗУ ЖЕ бежать им читать и смотреть?

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Sep. 11th, 2007 09:13 am (UTC)
Link

Эмм... нет. Спасибо... это был просто поток сознания, честное слово.

Reply | Parent | Thread

Mария

from: anonymous
date: Sep. 11th, 2007 09:47 am (UTC)
Link

Amiga_ksana, бегите и читайте!
Пока ее еще можно купить.
Это не та книга, которая будет переиздаваться много раз.
К несчастью для этого мира.

Reply | Thread

Сноррь

Re: Mария

from: snorri_di
date: Sep. 11th, 2007 06:09 pm (UTC)
Link

Эту книгу и сейчас-то трудно достать...

Reply | Parent | Thread

Avery (aka) Sweet Little Queen XIII

(no subject)

from: kavery
date: Sep. 11th, 2007 12:20 pm (UTC)
Link

Чудесная книга! Я просто очарована была ею. Надо будет перечитать ближайшее время.

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Sep. 11th, 2007 06:09 pm (UTC)
Link

О да, есть в ней какое-то волшебство, волшебство слов.

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Сноррь

Re: Да вы писатель, батенька!

from: snorri_di
date: Sep. 11th, 2007 06:10 pm (UTC)
Link

Намек понят ;-) Главное, не забудьте напомнить человеку с дырявой памятью.
Ой, я тебя умоляю! Олище ни одной четверки за все время обучения не получило, небось, до сих пор может перечислить все диалекты лужицкого ;-))

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Сноррь

Re: Да вы писатель, батенька!

from: snorri_di
date: Sep. 15th, 2007 05:10 pm (UTC)
Link

*залезла под стол и забаррикадировалась учебниками по теории перевода*

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Сноррь

Re: Да вы писатель, батенька!

from: snorri_di
date: Sep. 18th, 2007 11:18 am (UTC)
Link

*делать нечего, вытаскивает джедайский меч*

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Сноррь

Re: Да вы писатель, батенька!

from: snorri_di
date: Sep. 18th, 2007 11:33 am (UTC)
Link

Не диски. Флюиды...

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Сноррь

Re: Да вы писатель, батенька!

from: snorri_di
date: Sep. 18th, 2007 11:47 am (UTC)
Link

:-))))))
Рильке жил, Рильке жив, Рильке будет жить!
И Т.В.Клюева тоже.

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Сноррь

Re: Да вы писатель, батенька!

from: snorri_di
date: Sep. 21st, 2007 11:26 am (UTC)
Link

Если ты не будешь плохой девочкой, то буду ;-))
Вот, кстати, Мария Стюарт и овцы, вернее, барашек. Короче, все, что сердцу дорого: http://eregwen.livejournal.com/423378.html

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Сноррь

Re: Да вы писатель, батенька!

from: snorri_di
date: Sep. 27th, 2007 08:00 am (UTC)
Link

Да нет, это я просто пыталась тебя спровоцировать ;-)

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Сноррь

Re: Да вы писатель, батенька!

from: snorri_di
date: Sep. 27th, 2007 08:25 am (UTC)
Link

М-м... ты натравишь на меня Дуську? :-))

Девица сия символизирует мое желание сменить юзерпики. Жажда обновления, так сказать. Вот щас как разабабахаю Луя на аватар... Или пожалеть читателей? :-)

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Сноррь

Re: Да вы писатель, батенька!

from: snorri_di
date: Sep. 27th, 2007 10:35 am (UTC)
Link

Не, того, чего я в Дуське боюсь, на фотографии не показано. Во всяком случае, на этой ;-) Здесь она прям голубоглазый ангел...

Надо подумать... Может, того что в очках, не с кроссвордом, а за чертежом гильотины (и это не шутка!)?

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Сноррь

Re: Да вы писатель, батенька!

from: snorri_di
date: Sep. 27th, 2007 12:18 pm (UTC)
Link

Я боюсь ее зубов и когтей...

Вот картинка с чертежом: http://keep4u.ru/imgs/b/070924/2555b77e57310c6cc0.jpg
Пусть все думают, что я такая же толстая и очкастая!
А у меня есть еще место для одного юзерпика. Я заменила деффачку, убрала лес и модернизировала, если можно так выразицца, Карла Яковлевича. Вот, снизошел на меня дух реформаторства. Надо меньше кин про революции смотреть...

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Сноррь

Re: Да вы писатель, батенька!

from: snorri_di
date: Sep. 27th, 2007 02:10 pm (UTC)
Link

Хорошо, пришлю девицу. Правда, на меня чем-то похожа? Ну, когда я не о гадостях думаю, а о чем-нить возвышенном (что случается не так часто)...
Ну шо, друг Олище, одобряешь мой новый потенциальный аватар? Делать?

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Сноррь

Re: Да вы писатель, батенька!

from: snorri_di
date: Oct. 5th, 2007 10:21 pm (UTC)
Link

И чем же? *грозно*
Ага, добрый. Только его, доброго, того... совсем...
Конечно! О чем же еще?! Не о диссере же, в самом деле...

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Сноррь

Re: Да вы писатель, батенька!

from: snorri_di
date: Oct. 9th, 2007 08:09 am (UTC)
Link

А ты посмотри, посмотри. Проникнешься еще больше. Особенно хороша сцена "Сарумян, брат Вассермана, скручивает короля".
Ну почему же, я и про мини-дыбу вспоминаю, и про мини-гильотину...
Теперь Олище таки узрело эту мини-гильотину ;-))

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Сноррь

Re: Да вы писатель, батенька!

from: snorri_di
date: Oct. 9th, 2007 08:45 am (UTC)
Link

Ну да, только нет бороды из ваты. Хотя ее можно и из парика сделать.
Олище, смотри Les Annees Terribles, там будет макси-гильотина, кровищща, отрубленные головы, изувеченные трупы и т.д.

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)

Ну ты же меня знаешь...

from: anonymous
date: Sep. 11th, 2007 03:10 pm (UTC)
Link

Дин, дай почитать... верну через пару лет. :)

Жуня

Reply | Thread

Сноррь

Re: Ну ты же меня знаешь...

from: snorri_di
date: Sep. 11th, 2007 06:11 pm (UTC)
Link

Хмм... ты сначала учебник по средневековой литературе прочитай. И "Дракулу" ;-)) А то я тя знаю, аццкая ты дева...

Reply | Parent | Thread

Мэй

(no subject)

from: dama_may
date: Sep. 15th, 2007 02:41 pm (UTC)
Link

Прекрасная рецензия. Увы, этой книги уже нет в продаже. Я как раз собиралась написать о Кристиана IV и его женщинах. Но на исторических сайтах очень сухо написано, только факты, а хотелось бы прочесть и о чувствах этих людей.

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Sep. 15th, 2007 05:11 pm (UTC)
Link

Спасибо!
Да, мне тоже попадалось совсем немного информации об этом человеке, хотя после романа он очень и очень меня заинтересовал. Интересно, был ли он таким, каким его описала Тремейн?..

Reply | Parent | Thread

Мэй

(no subject)

from: dama_may
date: Sep. 15th, 2007 05:13 pm (UTC)
Link

Красавец, во всяком случае.

Reply | Parent | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Sep. 16th, 2007 02:38 pm (UTC)
Link

Да, на "молодых" портретах он очень даже ничего. Хотя Тремейн пишет, будто его лицо было "похоже на каравай хлеба".

Reply | Parent | Thread

Мэй

(no subject)

from: dama_may
date: Sep. 16th, 2007 02:42 pm (UTC)
Link

Это, наверно, в старости, когда он растолстел_непомерно.

Reply | Parent | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Sep. 16th, 2007 03:23 pm (UTC)
Link

А у тебя есть портреты Кристиана в старости?

Ничего, что я перешла на "ты"?

Reply | Parent | Thread

Мэй

(no subject)

from: dama_may
date: Sep. 16th, 2007 03:47 pm (UTC)
Link

Приветствую!
Если совсем уж в старости: http://www.udfordringer.dk/dk1000/biografi/images/ch4_profil_stor.jpg
http://www.reventlow.dk/images/danmark_christian4_b.jpg
И картина http://www.danmarkskonger.dk/tn-trefoldigheden.JPG - Морское сражение при Кольбергер-Гейде (1 июля 1644 г.), в котором Кристиан IV, тяжело раненный осколком гранаты в глаз, продолжал командовать.
У меня его 45 листов в Ворде с чады и домочадцы!

Reply | Parent | Thread

Mария

from: anonymous
date: Sep. 17th, 2007 09:33 pm (UTC)
Link

Вдогонку еще пара Кристианов IV:

http://evoosystems.com/webdemo/pi100011.jpg
http://www.benniksgaardhotel.dk/thumbnail.asp?strFil=res448-768-79.jpg&Size=280

Кирстен Мунк:
http://www.danskekonger.dk/store/KMunk.jpg

Генеалогия Кристиана и Кирстен - с портретами (включая Эллен Марсвин, мать Кирстен):
http://www.thevagabondlady.com/Genealogy/John_Stewart_Friis/John_Andrew_Friis/Johan_Andreas_M_Friis/Helvig%20Marie%20v%20Mudderspach/Anne%20Helvig%20Marsvin/Jorgen%20Marsvin/Karen%20O%20Gyldenstjerne/royalty_page.htm

Reply | Parent | Thread

Сноррь

Re: Mария

from: snorri_di
date: Sep. 18th, 2007 11:30 am (UTC)
Link

Спасибо!
Кстати, первый портрет у меня имеется в хорошем качестве и в большем размере.

Reply | Parent | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Sep. 18th, 2007 11:27 am (UTC)
Link

Спасибо большое!
А... не поделишься собранным богатством со страждущими - или это будет слишком нагло? :-))

Reply | Parent | Thread

Мэй

(no subject)

from: dama_may
date: Sep. 21st, 2007 07:51 am (UTC)
Link

Ссылки у меня не все работают. Но вот сайты с портретами датских королей:
http://www.rosenborgslot.dk/ Сайт замка Розенборг
http://www.vikingworld.dk/index2.htm Короли Датские. Сайт
http://www.reventlow.dk/reventlow-photo.php Фотографии датчан и их биографии (связанных с родом Ревентлов).

Reply | Parent | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Sep. 21st, 2007 08:00 am (UTC)
Link

Спасибо большое!
А почему, если не секрет, тебя привлек Кристиан?

Reply | Parent | Thread

Мэй

(no subject)

from: dama_may
date: Sep. 21st, 2007 08:08 am (UTC)
Link

Да просто я влезла в датских королей, и зацепила эта его семейная история.
Но я_так и не поняла- женат он был на Кирстен Мунк или нет?На одном из датских сайтов написано, что официально не женат, а было только подписано брачное обещание.

Reply | Parent | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Sep. 21st, 2007 09:18 am (UTC)
Link

Я так поняла, что это был морганатический брак, т.к. законный, несмотря на то, что Кирстен не была провозглашена королевой. А с Вибеке Крузе, как я понимаю, отношения узаконены не были.

Reply | Parent | Thread