?

Log in

No account? Create an account

snorri_di

"Кромвель"

« previous entry | next entry »
Jan. 28th, 2007 | 02:55 am
music: к/ф "Двадцать лет спустя" - Честь

Когда-то я что-то писала о фильме, но довольно невнятно, так что сейчас решила компенсировать :-)

Жил-был на свете скромный сквайр Оливер Кромвель (Ричард Харрис), до того положительный, что над головой ему разве что нимба не хватало. И так его затиранил король (Алек Гиннесс), что спасу нет, так что решил наш герой отправиться в Америку. В графство Кембридж, где проживал потенциальный колонист, приезжают Джон Пим и Генри Айртон, призывающие товарища по партии бороться в парламенте с королевским произволом. Кромвель как честный англичанин отказывается, гневно выпроваживая гостей, посмевших предложить ему подобное. Но спустя несколько дней граф Манчестер, получив соответствующую бумагу от короля, начинает огораживание (при том что Карл I, наоборот, наказывал лордов, производивших самовольный захват земель, заставляя их выплачивать компенсацию согнанным фермерам или возвращать землю обратно), при этом пострадал один из батраков Кромвеля - бедолаге отрезали уши и поставили на лоб клеймо. Процедив сквозь зубы: "Будь проклят этот король", а перед тем разгромив пол-церкви, где по приказу сверху были вновь введены распятия и свечи, наш честный герой отправляется в Лондон.
Примерно в это же время из Ирландии прибывает буйный джентльмен, страдающий подагрой, - граф Страффорд. Король Карл пребывает в затруднительном положении: шотландцы взбунтовались, и теперь требуется набрать армию, чтобы усмирить северян, но денег в казне не наблюдается. Приходится созывать парламент... Депутаты же (и лорды, и пэры - все заседают в одной палате...) отказываются субсидировать короля, зато начинают, грубо говоря, качать права, а именно - требовать передать власть парламенту. Странно, но королю это почему-то не понравилось. И конечно же, депутаты решили, что во всем виноват Страффорд! В итоге, голова графа слетает с плеч, а Пим, Айртон, Кромвель и другие продолжают давить на Карла. Разгорается дискуссия, в ходе которой Оливер предлагает установить в Англии демократическое правление, ответом на что стала ироничная реплика Стюарта: "Демократия, мистер Кромвель, это греческое чудачество, основанное на убеждении, будто в обычных людях имеются необычные способности" (!). В то же время королева Генриетта-Мария, дама решительная и непреклонная, подводит мужа к решению арестовать особо наглых граждан из парламента. Происходит знаменательная сцена: явление Карла народу, вернее, парламенту. Но искомые "птички улетели", кроме Кромвеля (хотя его не было в списке тех, кого должны были заключить под стражу. Тогда он был еще простым депутатом), не побоявшегося крикнуть королю, что тот поставил страну на грань гражданской войны.
Которая, собственно, и начинается. Пижонистые кавалеры, среди которых особенно выделяется принц Руперт (Тимоти Далтон), противостоят скромным воякам, среди которым многие - крестьяне (мама...). Само собой, пижоны выигрывают первую битву (при Эджхилле), в которой погибает один из сыновей Кромвеля, тоже Оливер. Полный решимости одолеть супостата, Кромвель начинает тренировать новобранцев, сколотив крепкую армию т.н. "железнобоких", сильных не только во владении оружием, но и духом, полным праведным пуританским пылом. В результате, в битве при Нейзби король, имевший под началом 7000 человек, разбит в пух и прах 3000 Кромвеля (хотя в действительности у него было 14000 солдат...).
Генералы-роялисты если и не отворачиваются от короля, то понимают, что их дело проиграно, в отличие от не теряющего надежды Карла I. Он пытается договориться с папским посланником о помощи из Ирландии, что вызывает негодование у командиров-протестантов, но тут приходит известие, что Бристоль, который должен был удерживать принц Руперт, пал. Вместе с известием приходит и раненый (что-то не припоминаю такого...) Руперт. Карл прогоняет его с глаз долой и из Англии (в действительности, король написал племяннику письмо, где дал выход своей ярости, однако из страны не высылал. Через несколько месяцев после злосчастного события родственники помирились). Теперь уже у него нет сомнений - он проиграл. Поэтому король после трогательного прощания отправляет жену и старшего сына во Францию (Генриетта-Мария сбежала на родину в 1644, а принц Уэльский покинул страну по приказу отца через год после этого), а спустя несколько дней его арестовывает Кромвель (таким образом, была опущена история бегства Карла в Шотландию и его "продажи" парламенту, а также последующее похищение армией. Не показано было и бегство из Хэмптон-Корта и почти годичное пребывание на острове Уайт).
Карла I содержат под стражей в Хэмптон-Корте, позволяют видеться с младшими детьми и пытаются договориться с ним о демократическом устройстве в стране. Король делает вид, что соглашается, честный Кромвель верит, даже приказывает повесить тех солдат, которые призывают казнить Карла Кровавого, однако последний, нехороший человек, тайно сговаривается с шотландцами, чтобы вновь начать войну в Англии. Рассказыает об этом Эдвард Гайд, один из приближенных короля, разочаровавшийся в его действиях. Именно он предупредил депутатов о том, что Карл намеревается их арестовать (бедный Гайд... из роялиста до мозга костей, которому Карл I доверил заботу о своем старшем сыне и наследнике, который верно служил Карлу II, став после Реставрации Лордом-Канцлером, сделали Павлика Морозова. Более того, в фильме он даже свидетельствовал против Карла I, которого считал достойнейшим человеком, на суде...).
Кромвелю ничего не остается, как устроить суд над королем. Упрямый Стюарт отказывается признавать законность собрания, однако судей это мало волнует. Спустя несколько дней подписывается смертный приговор Карлу, причем, Кромвель многих вынуждает поставить свои подписи. Только генерал Ферфакс отказался (на самом деле, он даже не появился ни на одном заседании, изначально осудив саму идею трибунала над королем). Впоследствии он приносит Кромвелю предложение: взять 40000 фунтов в обмен на жизнь Карла. Оливер оскорблен этой взяткой, заявив, что он уже давно все для себя решил.
В это время король готовится к смерти: он прощается со своими детьми и некоторыми приближенными, идет под конвоем к месту казни и достойно принимает собственную участь. Хотя Кромвель и не произносит эти слова в фильме, но его отношение можно выразить так: "Жестокая необходимость".
Сделав свое дело, Оливер, уже больной и стареющий, удаляется в свой сельский дом. Но в Англии почему-то жить лучше не стало, вот незадача. Парламент чудит, и старые товарищи предлагают Кромвелю стать королем. Тот со смехом отправляет их куда подальше, однако в Лондон возвращается, разгоняет парламентское Охвостье (как некогда это делал покойный "тиран и убийца" Карл Стюарт) и произносит пламенную речь о том, как поведет страну в светлое будущее. The End.

С исторической точки зрения, фильм полон неточностей, больших и малых, но если малые можно простить, т.к. они несущественно влияют на отображение событий, то большие - вроде роли Гайда или численности войска - намеренно вводят в заблуждение. Правда, некоторые сцены сняты с удивительной точностью, к примеру, королевская трапеза - это просто копия гравюры на одноименную тему (даже доктора Гарвея можно увидеть) или же прощание Карла с дочерью и маленьким сыном и казнь. Также хороши батальные сцены.
Акцент, как следует из названия фильма, делается на положительной роли Оливера Кромвеля, его честном стремлении создать в Англии лучшие условия для существования. Именно это вынуждает его взяться за оружие против законного суверена, а после отрубить ему голову.
Ричард Харрис в этой роли буен, брутален, хотя, как мне показалось, порой переигрывает.
Впрочем, прочие персонажи получились несколько картонно-шаблонными: этот хитрая лиса, этот праведник, этот отважный воин, этот злодей... Т.е. люди показаны как-то однобоко.
Впрочем, отрада глаз моих, как несложно догадаться, это король. Алек Гиннесс - это Алек Гиннесс, он хоть арабского шейха, хоть английскую суфражистку сыграет одинаково убедительно. Более того, он удивительно точен оказался в деталях, составляющих портрет Карла: движения, осанка, тяжелые веки, легкий шотландский акцент и заикание - "усы и шпага, все при нем". В отличие от прочих персонажей, этот получился весьма неоднозначным: с одной стороны, себе на уме политик, непреклонно гнущий свою линию и не гнушающийся вести двойную игру, с другой - любящий муж и отец, сознательный король, старающийся сохранить и защитить старинные обычаи монархии. Самый лучший Карл I из виденных мной в кино.


Кромвель и Ферфакс

37,17 КБ

Принц Руперт

34,92 КБ

королевское семейство
(за коллажи большое спасибо rojo_dios)


86,35 КБ

118,40 КБ

Link | Leave a comment | Share

Comments {45}

(Deleted comment)

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Jan. 28th, 2007 02:19 am (UTC)
Link

Спасибо! :-) Рада, что понравилось.
Фильм достать сейчас несложно: его недавно выпустили на ДВД.

Reply | Parent | Thread

Stranger in the Night

(no subject)

from: jufin
date: Jan. 28th, 2007 05:55 am (UTC)
Link

Спасибо большое за рецензию

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Jan. 28th, 2007 10:29 am (UTC)
Link

Пожалуйста :-)

Reply | Parent | Thread

black_queen

(no subject)

from: black_queen
date: Jan. 28th, 2007 08:21 am (UTC)
Link

Да, я помню этот фильм. Очень добротная работа. А Гиннесс - просто прелесть.

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Jan. 28th, 2007 10:30 am (UTC)
Link

Гиннесс - это наше все :-)

Reply | Parent | Thread

Бранд

(no subject)

from: brandius
date: Jan. 28th, 2007 09:06 am (UTC)
Link

Надо будет поискать на двд, на кассете у меня есть какой-то древний пиртский артефакт, который смотреть трудно, спасибо :)

Несмотря ни на что, фильм мной воспринимался как хороший, хотя в сочувствии Кромвелю меня заподозрить ой как трудно :)

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Jan. 28th, 2007 10:32 am (UTC)
Link

Поищите, он бывает в магазинах и на "Горбушке".

Ну слава Богу, иначе бы моя карлолюбивая душа не выдержала бы такого удара :-))
Да мне самой, несмотря на все иронию, с которой написан пост, этот фильм очень по душе, молодцы англичане.

Reply | Parent | Thread

Under the Alias

(no subject)

from: _mountie_
date: Jan. 28th, 2007 11:07 am (UTC)
Link

Душевная рецензия :)

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Jan. 28th, 2007 11:20 am (UTC)
Link

Спасибо ;-)

Reply | Parent | Thread

antoin

(no subject)

from: antoin
date: Jan. 28th, 2007 11:24 am (UTC)
Link

мне этот фильм ещё с английского языка в универе понравился, где мы его смотрели, тренируясь в синхронном переводе. Мне достался кусок про выход Карла на казнь -- где он одевается потеплее, чтобы не подумали, будто он дрожит от страха.

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Jan. 28th, 2007 11:34 am (UTC)
Link

Какие хорошие методы у вас применяли? Это были обычные занятия по английскому для юрфака или Вы ходили на какие-то дополнительные курсы?

Отрывок действительно замечательно, как и вся та сцена приготовления казни. Гиннесс очень тонко отыграл этот эпизод.

Я своим студентам показала этот фильм, пусть просвещаются, а то некоторые с трудом представляют, кто такая Елизавета, не то что Кромвель...

Reply | Parent | Thread

antoin

(no subject)

from: antoin
date: Jan. 28th, 2007 11:40 am (UTC)
Link

Это были обычные занятия по английскому для юрфака. Нам исторические фильмы нередко показывали -- про Генриха VIII например. Правда, в основном наша учёба была не такой интересной, лексику правовую разныи способами забивали в лексикон, тексты про право или преступления читали и прочая. Так что я после второго курса не пошёл на продолжение (можно было выбрать) и дальше совершенствовал язык самостоятельно.

Reply | Parent | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Jan. 28th, 2007 11:50 am (UTC)
Link

Наверное, книга Комаровской тоже применялась в обучении? :-)
Просто нам, переводчикам, три года подряд приходилось синхронить, изучая политическую и юридическую лексику, и этот учебник наблюдался среди прочих материалов.

Счастливые вы, юристы, приличные вещи смотрите. На английской кафедре в фаворитах ходят Джейн Остин и Оскар Уайльд, так что приходится по десять раз смотреть старые "Гордость и предубеждение" и "Как важно быть серьезным"...

Reply | Parent | Thread

antoin

(no subject)

from: antoin
date: Jan. 28th, 2007 11:54 am (UTC)
Link

неа, у нас свои авторы учебников -- Гуманова, Шишкина например

Reply | Parent | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Jan. 28th, 2007 11:58 am (UTC)
Link

Комаровская, вроде б, тоже для юристов пишет...
Но не суть важно.

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Jan. 29th, 2007 01:30 pm (UTC)
Link

Да вот как-то не сложилось, нетуть ни гомосексуалистов, ни негров...
Разве что Карла по молодости подозревали в нехороших вещах, которые с ним проделывал Бэкингем, но это ж все слухи, а к моменту действия фильма у него уже куча детишек и лубоффь-моркоффь с женой.
На коллаже целующиеся Генриетта и ее муженек - это самая неприличная сцена в фильме.
*хитро* Дать посмотреть, буа-ха-ха? :-))

Герой, однозначно, герой! Делись впечатлениями скорее!

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Jan. 30th, 2007 08:59 am (UTC)
Link

Считаешь, что без них культурное время потеряно, лучше сказать, то, что называется культурой, вовсе не культура? :-))))))

Вот она, сила искусства! Олище всплакнуло на смерти Короля-Солнца!
А на что мне обижаться? :-) Похож, такой весь чернявый...

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Jan. 30th, 2007 12:03 pm (UTC)
Link

Да ладно тебе, Олище! Я вот вообще мало чего знаю, но краснеть уже устала...
Зато ты знаешь много-много других интересных вещей!

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Jan. 30th, 2007 12:35 pm (UTC)
Link

Ох, я тоже его прочитала... На нескольких местах засыпала, но добила. Хотя очень хотелось добить Джойса...

Reply | Parent | Thread

Ох...

from: anonymous
date: Jan. 29th, 2007 04:50 pm (UTC)
Link

Длинная рецензия для непросвещённого чурбана Жуни. :/ вот не воспринимаю я историю, доктор! Ну вообще не воспринимаю, видимо. Организм отторгает (молчать, поручик Олище!). Может, мне таблетки какие попить или историеутверждающезавлекающую книгу почитать, а? Какая есть увлекательная ПРАВДИВАЯ книга по истории Франции 14-16 веков, а?

А про Кромвеля вот, пока не забыла: у Коростелёвой в её Школе в Кармартене вся концовка посвящена Кромвелю, так что тебе может быть интересно. Если не хочешь читать всё (понимаю...), но хочешь про Кромвеля, скажи, я те укажу место, откуда читать. Там в этой Школе всё равно сюжета почти нет, можно читать с любого места.

Жуня

Reply | Thread

Сноррь

Re: Ох...

from: snorri_di
date: Jan. 29th, 2007 05:10 pm (UTC)
Link

Жунь. Между прочим, этот фильм у тебя уже больше года лежит. Да-да...
Если хочешь истории Франции, почитай Дюму, он хоть и врет, но врет увлекательно :-D А остальные... копаться надо, чтобы правду отыскать...

А что там про Кромвеля пишут? В общих словах хотя бы...

Reply | Parent | Thread

Re: Ох...

from: anonymous
date: Jan. 29th, 2007 06:24 pm (UTC)
Link

Что он был сумасшедший психотик, убивавший всё живое. Утрирую, конечно, но...

Ж

Reply | Parent | Thread

Сноррь

Re: Ох...

from: snorri_di
date: Jan. 29th, 2007 06:44 pm (UTC)
Link

Он просто упоминается или один из действующих лиц?

Reply | Parent | Thread

Re: Ох...

from: anonymous
date: Jan. 29th, 2007 09:27 pm (UTC)
Link

Что-то вроде второстепенного действующего лица.

Ж

Reply | Parent | Thread

Сноррь

Re: Ох...

from: snorri_di
date: Jan. 29th, 2007 09:37 pm (UTC)
Link

А действие-то когда происходит? В XVII веке?

Reply | Parent | Thread

Re: Ох...

from: anonymous
date: Jan. 30th, 2007 06:33 pm (UTC)
Link

Там действие происходит всегда и никогда. Но Кромвель показан в историческое время. :)

Ж

Reply | Parent | Thread

Сноррь

Re: Ох...

from: snorri_di
date: Jan. 30th, 2007 07:00 pm (UTC)
Link

Мдам... прям и не пойми что такое...
Можешь указать место, где он там бегает-шастает?

Reply | Parent | Thread

Значит, смотри...

from: anonymous
date: Jan. 31st, 2007 06:23 pm (UTC)
Link

Сюжета там как такового нет (потому иногда скучно безмерно, наверно). Действие происходит в школе Мерлина в Кармартене (аллегория универа), там преподают медицину, литературу и прочие свободные искусства (как я понимаю), китайскую поэзию, восстановление из пепла, речь животных и пр. Есть примерно 4 главных героя-студента, из них 2 - самые главные. Но характеры прописаны так хреново, что... Ну да Бог с ними. Короче, каждый из студентов, вестимо, избирает серди преподов объект для поклонения (с целью последующего написания диплома, видимо). Один из героев выбирает Тарквиния Змейка, врача. Он такой весь из себя холодный, играет с огнём (это его домашнее животное), разговаривает с металлами. И его подозревают в том, что он пособничал Кромвелю. 8-0 Гвидион, фанат Змейка, этому не верит (хотя даже находит у Змейка в комнате медаль от Кромвеля), он ваще спокойный парень, пришёл в школу Мерлина, чтобы научиться лечить овец. А Змейк - типа идеальный врач. (там ваще-то ещё один врач есть, но про него другая линия, взаимосвязи не хрена не выписаны) А вот приятель Гвидиона Ллевелис, раздолбай и... фиг знает, как его описать. Ну нет характера вааще. :( Он любит театр, сильно дружит с Гвидионом и подозревает Змейка в пособничестве. И тут на уроке по перемещению во времени проф.Курои (который терпеть не может Змейка) в качестве задания засылает их в Англию: нужно за несколько часов установить, какой это день, месяц и год. И там... Вот там начинается про Кромвеля и не заканчивается почти до самого конца (ну, вернее, пока всё не выясняется).

Тебе что, прислать кусок в ворде, что ли?

Жуня

Reply | Parent | Thread

Сноррь

Re: Значит, смотри...

from: snorri_di
date: Jan. 31st, 2007 10:08 pm (UTC)
Link

Давай! В ближайшие два дня должна закончить статью (если она меня саму не закончит) - и почетайю ;-)

Но че-то оно как-то... запутанно, я бы сказала :-))

Reply | Parent | Thread

Re: Ох...

from: anonymous
date: Jan. 29th, 2007 06:26 pm (UTC)
Link

Не, погодь! Дюму надо бы почитать хотя бы для самообразования, но его у меня пока нет на французском. :/ Но мне история Франции 14-16 веков для диссера нужна.
Надо бы чё-нить поправдивей...

Ж

Reply | Parent | Thread

Сноррь

Re: Ох...

from: snorri_di
date: Jan. 29th, 2007 06:43 pm (UTC)
Link

Хмм... есть у меня книга "Франция в XVI-XVIII вв. От Франциска I до Людовика XV", там статистика, экономика расписаны.
Есть еще книга по истории Средневековой Франции, еще где-то в электорнной библиотеке выложена "Повседневная жизнь в эпоху Жанны д'Арк". Есть книга "Средневековая Франция", с которой я тебе некоторые положения по истории перевода диктовала.

Reply | Parent | Thread

Re: Ох...

from: anonymous
date: Jan. 29th, 2007 09:28 pm (UTC)
Link

Давай их всех!

Ж

Reply | Parent | Thread

Сноррь

Re: Ох...

from: snorri_di
date: Jan. 29th, 2007 09:34 pm (UTC)
Link

Когда (если, гы-гы) встретимся ;-)

Reply | Parent | Thread

Re: Ох...

from: anonymous
date: Jan. 30th, 2007 06:34 pm (UTC)
Link

не смешно... Ты поправилась?

Жуня

Reply | Parent | Thread

Сноррь

Re: Ох...

from: snorri_di
date: Jan. 30th, 2007 07:00 pm (UTC)
Link

Нет, сегодня вообще как-то нехорошо.

Reply | Parent | Thread

Хм...

from: anonymous
date: Jan. 29th, 2007 05:00 pm (UTC)
Link

Чё-то у королевы причёска уж больно современная, имхо. Чёлочка, простые неприбранные локончики... Странно...

Жуня

Reply | Thread

Сноррь

Re: Хм...

from: snorri_di
date: Jan. 29th, 2007 05:11 pm (UTC)
Link

Найди в верхнем посте сцылку на статью про Генриетту-Марию, там есть ее портретики. Сравнишь :-)

Reply | Parent | Thread

Re: Хм...

from: anonymous
date: Jan. 29th, 2007 06:23 pm (UTC)
Link

:)

Ж

Reply | Parent | Thread

Сноррь

Re: Хм...

from: snorri_di
date: Jan. 29th, 2007 06:40 pm (UTC)
Link

И как?

Reply | Parent | Thread

Re: Хм...

from: anonymous
date: Jan. 29th, 2007 09:31 pm (UTC)
Link

Там кудряшки поизящней будут. А у героини ч0лка прямо как у моих однокллассниц классе эдак в третьем. :) ровная такая, густая, налакированная. :)))

Жуня

Reply | Parent | Thread

Сноррь

Re: Хм...

from: snorri_di
date: Jan. 29th, 2007 09:36 pm (UTC)
Link

Зато настоящая королева, такая волевая и энергичная.

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Сноррь

Re: Хм...

from: snorri_di
date: Jan. 30th, 2007 09:00 am (UTC)
Link

Угум, она самая. Весь ЖЖ читает, прямо флешмоб какой-то...

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Сноррь

Re: Хм...

from: snorri_di
date: Jan. 30th, 2007 12:05 pm (UTC)
Link

Угум, я тоже только недавно узнала :-))
Да брось! Реально меня читают несколько человек.

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)