?

Log in

No account? Create an account

snorri_di

чистота и гигиена в Средние Века

« previous entry | next entry »
Dec. 26th, 2005 | 04:00 pm

Автора, к сожалению, не знаю, так что заранее прошу у него прощения

Ныне у малосведущих людей сложилось стойкое убеждение, что люди в Средневековье не мылись вообще или мылись очень редко. Это абсолютная не правда.

Отношения к Чистоте и мытью
В правилах этикета 15-го и 16-го века подчеркивалось, что необходимо мыть руки до еды. Каждый должен был вымыть лицо и руки при подъеме с кровати, а так же прополоскать рот.
Georges Duby, в статье Истории Частной Жизни, сообщает:
"... Среди господствующих классов чистоту очень ценили. Никакой формальный обед (то есть никакой обед, данный в большом зале с большой толпой гостей) не начинался, пока гостям не были предложены кувшины для дообеденного омоновения.
Горячая ванна была обязательной прелюдией к любовным играм, описанным в fabliaux.
Купание и уход за телом были расценены моралистами подозрительными, большей частью потому, что они обнажали тела. Купание считалось прелюдией для греха. <…> [Общественные ванны] подозревались, потому что они были слишком общественны; не было ничего лучше, чем вымыть свое тело в уединении у себя дома. " (p. 525)
В то время как смешанному купанию препятствовала Церковь, есть данные, что в банях проводились обеды и свадебные банкеты, соединяемые с принятием ванны. И безусловно, что изображения пар, моющихся в ванне, предполагают, что это была не столько социальная, сколько сексуальная деятельность.
Другой вопрос, как часто люди купались.
Shahan говорит, " В издании Janssen's History of the German People есть множество деталей относительно популярности использования ванн в Германии. Люди купались по несколько раз каждый день; некоторые тратили целые дни внутри. С 20-ого мая по 9-е июня 1511, Lucas Rem купался сто двадцать семь раз, как мы можем вычислить по его дневнику " (p. 291-292).

Magdalena z Wroclawia из Slavic Interest Group сообщает " В моем городе был закон (в XIII-XVвека) в котором говорилось, что каждый гражданин должен посетить общественную баню один раз в неделю. Если кто-то не хотел следовать этому закону, он был заключен в ' башню ' или платил штраф " [цит.]. С другой стороны, другие авторы предполагают, что некоторые люди жили недели, месяцы и годы без мытья. Douglas Biow предполагает, что внимание к чистоте в Италии возросло в период Ренессанса, в ответ на вспышки чумы.

Частные ванны
Средневековые жители любили принимать ванны больше, чем мы могли бы ожидать, однако, не всегда этот процесс был легким.
Ванна представляла собой деревянную бадью, наполняющуюся водой, нагретой на очаге. Моющийся человек отгораживался от досужего взора балдахином или навесом. В более теплую погоду бадью выносили в сад замка, а когда наступали холода, ванна находилась около камина внутри замка. Лорды часто нанимали человека, чьей единственной обязанностью была подготовка ванны для всего семейства. Этот человек зачастую путешествовал с семьей. В некоторых замках были специально встроенные ванны. В Замке Лидса, в 1291, была создана ниша 23 на 17 футов, выложенная камнем, в которую вмещалось до 4 футов воды, налитой из озера, окружавшего замок. Там же была полочка для ванных принадлежностей, альков для ванны и комната для переодеваний, располагавшаяся прямо над ванной. Редко, но все же встречаются замковые ванны, где по трубам пускали горячую и холодную воду. А некоторые лорды обзаводились ковриками для ванной, чтобы защитить ноги от холода.
Умывальником служил таз, где отстаивалась вода, или каменная чаша, встроенная в стену. Она использовалась для мытья рук перед и после приема пищи. Некоторые умывальники были декоративно украшены и имели выходные отверстия в форме голов животных. Примеры замков с умывальниками - Goodrich и Conisbrough в Англии.

Общественные бани
Уже в середине 1200-ых многие города имели собственные общественные бани. Воду грели на огне, но это приводило к появлению двух проблем. Во-первых, вышедший из-под контроля огонь мог истребить несколько кварталов. Во-вторых, численность лесов стала уменьшатся, дрова подорожали, и повышающиеся затраты на нагревание воды вынудили большинство бань закрыться. Некоторые бани пробовали жечь вместо дерева уголь, но его пары оказались вредными для здоровья.
К середине 1300-ых, только самый богатый мог позволять себе зимой дрова для нагревания воды. Остальная часть населения была вынуждена большинство времени ходить грязными. Зачастую в качестве ванны использовались бочки, где все семейство мылось в одной и той же воде.
Наиболее предпочитаемым способом мытья в бане – была парилка. Основные способы её организации были одинаковыми в большинстве стран Северной и Восточной Европы: сначала нагревались камни или печи в замкнутом пространстве. На камни лилась вода для создания пара. И люди сидели на скамьях возле этих камней обнаженными. Во время посещения парилки рекомендовалось хлестать себя связками листьев, чтобы усилить кровообращение.

Банщики нанимали специальных глашатаев. Которые возвещали народу о том, что вода в бане нагрета: "Глашатай патрулировал улицы Парижа 13-го столетия, чтобы позвать людей к нагретым паровым ваннам и баням. Этих учреждений уже насчитывалось двадцать шесть в 1292 [Riolan, Curieuses Recherches, p. 219].
Ванны принимались в комнате, часто отдельной. Паровая ванна не обязательно подразумевала погружение. Например, в шести ваннах в Saint-Vivien в 1380 было три кровати и сиденья. [C. de Beaurepaire, Noveaux Melanges historiques, Париж, 1904, p. 94]...
Обстановка бани в пятнадцатом столетии на миниатюре Valerius Maximus включала в себя роскошные скатерти, картины на стенах и плиточный пол. [Valerius Maxiumus, 'Faits et Dits memorables' fifteenth cneutry) Paris, BN, ms.fr., 289; fol 414]... "
-- Vigarello, Georges, Concepts of Cleanliness, p. 21-22
Вот описание эрфуртских бань XIII в.: «Бани в этом городе доставят вам истинное удовольствие. Если вам необходимо помыться и вы любите удобства, то можете входить туда спокойно. Вас примут любезно. Красивая молодая девушка как следует разотрет вас своими нежными ручками. Опытный брадобрей побреет вас, не уронив вам на лицо ни капельки пота. Утомившись ванной, вы найдете кровать, чтобы отдохнуть. Хорошенькая женщина, которая не причинит вам беспокойства, с видом девственным искусно расчешет вам волосы. Кто же не сорвет у нее поцелуй, если только захочет, поскольку она отнюдь не сопротивляется? А когда у вас потребуют платы, то хватит и одного денье».

Чаще всего купальщики были голы; в большинстве случаев на них надеты только головные уборы, хотя иногда и набедренные повязки. Poggio Bracciolini в 1416 говорит относительно купальщиков в ваннах Baden " мужчины носят только кожаный передник, а женщины - льняные рубашки до колен, столь вырезанные с обеих сторон, что они оставляют раскрытую шею, грудь, руки и плечи. " Uglino da Montecatini написал, что на курорте Pisan Bagno Acqua (приблизительно 1400), " женщины на протяжении лечения - прилично одеты и многие мужчины прикрыты тонким и светлыми одеяниями. " Иллюстрации показывают, что даже в частных ваннах, и мужчины и женщины носили головные уборы, чтобы не навредить здоровью, а женщины носят все их драгоценные камни; «Вы могли бы подумать, что они шли не в ванны, а на фешенебельную свадьбу» (Pognio, цитируемый Mack)

В монастырских уставах указывалось максимальное количество дозволенных ванн и туалетных процедур, поскольку все это считалось роскошью и проявлением изнеженности. Монастырские ванны, которые часто имели отдельные кабинки, а люди в них, предполагалось, должны купаться в холодной воде и не более, чем один раз в неделю. Это должно было оградить монахов от получения чувственного удовольствия от купания.
Некоторые монастыри имели фонтаны для мытья рук (иногда называемые ' умывальник'), вода откуда вытекала текла из нескольких отверстий в круглый бассейн.

Есть множество иллюстраций, изображающих группы людей или отдельных личностей, купающимися в фонтанах и. Трудно определить, являются ли они артистическими фантазиями или показателем обычной практики. Однако нам известно, что в фонтанах мыли одежду, охлаждали вино и использовали для других хозяйственных целей.

Добавки для Ванн

Травы

"Если ваш господин желает купаться и мыться, повесьте вокруг потолка цветы и сладкие зеленые травы. Наполните бассейн водой с горячими свежими травами, и вымойте его тело мягкой губкой, ополосните его изрядным количеством теплой розовой воды; после этого позвольте ему лечь спать; но смотрите, чтобы кровать была мягкой и хорошей."
Как мудрый человек учил своего сына Lambeth 853, fol. 186
Манускрипт Lambeth предлагает использовать для ванны алтей, просвирник, постенницу лекарственную, коричневый сладкий укроп, бузину, зверобой, горечавку, подорожник (plantain?), ромашку, сельдерей (дикий сельдерей), веронику ключевую, скабиозу, воловик, дикий лен, листья ракиты и зеленые овсяные зерна.
Hildegarde Bingen предлагает смеси трав, для освежения головы в сауне, и для полива камней сауны, для нанесения на тело и/или в питье в сауне, для купания в них:
"Влейте воду, в которой варились овсяные зерна, на горячие камни. Если делать это часто, это восстановит здоровье." (p. 12)
"Тот, кто страдает от каменной болезни, должен взять петрушку и добавлять третью часть камнеломки. Отварить это в вине, процедить через ткань и пить в сауне. Также он должен отварить петрушку с третьей частью камнеломки в воде и поливать этой водой горячие камни в той же самой сауне." (p. 42)
"Дикий салат ... гасит страсть в человеке. Мужчина, испытывающий постоянное необузданное желание в половых органах, должен отварить дикий салат в воде и поливать себя .той водой в сауне. Он должен также разместить теплый, отваренный салат вокруг своих половых органов, ещё находясь в сауне... Если матка женщины раздувается с желанием не поддающимся контролю, она должна принимать ванну с диким салатом. Сидя в сауне, она должна лить воду, в которой был отварен дикий салат, по горячим камням. Она должна разместить теплый, отваренный салат у своего чрева ..." (p. 49)
"Женщина, испытывающая сильные боли при месячных, должна взять пижму и столько же по весу пиретрума девичьего, и немного большее количество коровняка. Она должна отварить их в воде, взятой из свободно текущего плавного потока, умащенного солнцем и воздухом. Тогда она должна поместить камни в огонь и сделать сауну с вышеописанной водой и травами. Она должна положить теплые травы на скамью и сесть сверху. Если они остыли, их нужно нагреть в той же самой воде. Это необходимо проделывать на протяжении всего времени, пока она находится в сауне, и ее кожа и тело, также как ее матка, смягчится экстрактами этих трав, и поры её откроются." (p. 58)
В Banckes' herbal (1525) предлагалось использовать душицу (майоран/орегано) в ванне для улучшения состояния кожи при заболевании чесоткой.
William Langham's Garden of Health ( (1579) предлагает розмарин: ' Доведите до кипения много розмарина и купайтесь в нем. Он сделает Вас крепким, живым, радостным, наслаждающимся и молодым '.
Le Menagier de Paris (в переводе Tania Bayard), говорит:
Сделайте воду для мытья рук за столом: вскипятите шалфей, затем процедите воду и охладите её, пока она не станет чуть теплой. Или используйте ромашку, майоран или розмарин вскипятив их с кожурой апельсина. Лавровые листья тоже хороши.

Масла

Масла, добавленные в ванну или применяющиеся после купания, упомянуты (часто с нехваткой конкретности) во многих текстах, включая Trotula.
Умащение Маслом до и после ванны было стандартной практикой в Римские времена, и не неблагоразумно думать, что практика не сохранилась в Средневековье.
Предписание Francis Bacon's для ванны:
"Сначала, перед купанием, натрите и намажьте тело маслами, бальзамами, и мазями, которые при воздействии ванны увлажняют и впитываются в кожу, но не каких спиртовых вод. Сидите 2 часа в Ванне, завернутые в ткани". (Цитата Classen, Howes и Synnott)

Мыло

Не понятно, когда мыло вошло в широкое использование.
Согласно Британской энциклопедии
"Мыло было известно в течение по крайней мере 2,300 лет. Согласно Плинию Старшему Phoenicians готовил его из козлиного жира и пепла в 600 веке до РХ и иногда использовал его для бартера с Галлией.
Греческий врач Гален упоминает мыло как лекарство и как средство очистки тела. В Европе, производство мыла в Средневековье сосредоточилось сначала в Марселе, позже в Генуе, затем в Венеции".
Мыло в тот период производилось из смеси жиров и пепла, хотя часто вместо животных жиров использовалось оливковое масло. Мыло - одно из тех изделий, что производилось в гильдиях, чей рецепт не афишировался.
Пахнущие мыла для лица и рук, приготовленные смешиванием мыла с ароматными эссенциями, появляются в 16-ом веке.

Испанский Manual de Mugeres 16-го века (перевод Karen Larsdatter) предлагает некоторые рецепты мыла:

Мыло для лица.

Две унции белого мыла, ошпарить в кипящей воде и процедить через ткань; кварту мастики, с половиной кварты смолы полыни, кварту sodium tetraborate и одну унцию белого сахара. Размелите все и пропустите через решето, смешайте их с мылом и поместите в формочки. Добавьте в каждый кусочек каплю ros de bota.

Мыло для рук.

Одна унция семян тыквы, одна унция очищенных семян дыни и унция семян редьки. Смешайте все вместе с двумя унциями кипрского мыла и делайте из этого пюре с медом. Придайте форму шаров.

Мыло для рук.

Возьмите фунт перетертого Valencian мыла и положите его, закрепив толстой тканью. Поместите его в горшок с кипящей водой и варите, пока оно не станет синим. И в то время как мыло варится, возьмите небольшую чашку мыла, небольшую чашку меда, столько же желчи коровы, пол чашки сока лилии, и небольшую чашку уксуса. Поместите все это в горшок и поварите вместе, пока смесь не загустела. А если Вы хотите сделать из смеси небольшие шары, позволять ей вариться пока она не затвердела.

Специальная вода

В то время как люди редко наполняли их ванны минеральной или святой водой, купание или мытьё в воде из минеральных или горячих источников, или из святых источников все же практиковалось; питьевая вода из минеральных источников тоже была известна. Минеральная промышленность ни в коем случае не была столь же активна, как это было в 18-ых и начале 19-ых столетиях, но места типа Bath в Англии получали свою долю туристов. Публикации 16-ого столетия в Англии предлагают путеводители по множеству минеральных водных курортов.

Средневековая уборная

Однако не так солнечно обстояли дела с туалетами. Даже самый большой замок не имел привычных нам туалетных удобств. Обычно отхожее место или уборная была встроена в стену замка, нависая над землей или находилась ниже уровня воды. Некоторые уборные имели деревянные сиденья, но большинство было просто вырезано из камня. Это было весьма неудобно, особенно зимой! Мало этого, только некоторые туалетные комнаты отделялись дверью, большая же их часть оставались открытыми. В качестве туалетной бумаги использовалась солома. В некоторые спускные желоба были помещены железные брусья, чтобы препятствовать входу через них солдатам нападавших армий.
И уже в те времена пользовались популярностью комнатные горшки.
Tags:

Link | Leave a comment | Share

Comments {45}

ermenengilda

(no subject)

from: ermenengilda
date: Dec. 27th, 2005 11:57 am (UTC)
Link

Как раз неделю назад читала лекцию на эту тему :-)

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Dec. 27th, 2005 12:42 pm (UTC)
Link

На самом деле, очень интересная и "животрепещущая" тема. Не все же романтикой кринолиновой баловаться, нужны и суровые бытовые реалии :)

Reply | Parent | Thread

ermenengilda

(no subject)

from: ermenengilda
date: Dec. 27th, 2005 01:23 pm (UTC)
Link

Ну конечно интересная. А то ведь столько людей верят в "право сеньора" и в то, что в Средние Века люди никогда не мылись и ели тухлое мясо с уймой специй. Эти вредные мифы необходимо развенчивать и просветлять общественность :-)

Reply | Parent | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Dec. 27th, 2005 02:49 pm (UTC)
Link

А откуда повелось "право сеньора"?

Reply | Parent | Thread

ermenengilda

(no subject)

from: ermenengilda
date: Dec. 27th, 2005 02:56 pm (UTC)
Link

Боюсь, что от романтиков, которые вообще много крови попортили нынешним медиевистам своими фантазиями. Я знаю только, что вышла окончательно разоблачительная книга Le Droit de cuissage: La Fabrication d'un mythe, XIIIe-XXe siecle par Alain Boureau -- но сама я ее еще не читала.

Вообще именно этот миф, "миф первой ночи", весьма популярен и поныне -- кажется, его эксплотировали и создатели фильма Braveheart и прочие поделочники :-).

Reply | Parent | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Dec. 27th, 2005 04:28 pm (UTC)
Link

Да-да, эксплуатировали :)

Вот здесь обнаружила дискуссию на данную тему: http://www.historica.ru/index.php?showtopic=2514&hl=

Reply | Parent | Thread

ermenengilda

(no subject)

from: ermenengilda
date: Dec. 27th, 2005 09:24 pm (UTC)
Link

Спасибо за ссылку (хотя, как Вы, конечно, убедились, дискуссия весьма ламерская :-).

Я обозначенную книгу, как говорила, не читала, но у меня есть один железный контраргумент: никакой король, называвший себя христианином, не мог легально позволить, чтобы в его королевстве на законных основаниях творилось нечто, оскорбляющее таинство брака и нарушающего заповедь о прелюбодеянии и возжелании жены ближнего. Абсолютно никак. То есть, если что-то и было, то не "право", а внедренный, возможно, отдельными сладострастными сеньорами обычай-повинность.

Reply | Parent | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Dec. 28th, 2005 06:53 am (UTC)
Link

Очень интересно. Спасибо за информацию :))

Reply | Parent | Thread

kate-kapella

(no subject)

from: kate_kapella
date: Dec. 10th, 2007 11:21 am (UTC)
Link

Хм... а как тогда быть с феодальными правами, когда сеньор мог например вспороть живот крестьянину, чтобы погреть ноги? Я не говорю, что этот обычай реально применялся, но право такое у многих вельмож было во Франции вплоть до революции. И как с этим соотнести заповедь "не убий"?
Все-таки в те времена разница между знатью и простолюдинами была более велика, чем теперь, и на чернь библейские заповеди не всегда распространялись, также, как их не распространяли на животных и мебель.

А еще, ну чтобы не быть голословной, можно же вспомнить указ Фердинанда Арагонского, запрещающий право первой ночи. Чтобы что-то запретить, надо чтобы оно уже было.

Reply | Parent | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Dec. 10th, 2007 12:27 pm (UTC)
Link

Оно существовало, видимо, как какой-то местный обычай, но не общераспространенная практика?

Reply | Parent | Thread

kate-kapella

(no subject)

from: kate_kapella
date: Dec. 10th, 2007 02:37 pm (UTC)
Link

Это вообще очень сложный вопрос, что и говорить. Слишком много разных и взаимоисключающих свидетельств. Но что это было не вот на каждом шагу - это однозначно. У меня сложилось впечатление, что право это было отголоском каких-то старых, еще дофеодальных и дохристианских традиций, просто так вот уродливо деформировавшихся.
Но я не специалист, проблему знаю слишком поверхностно - только по некоторым законодательным актам и литературе.

Reply | Parent | Thread

formigao

(no subject)

from: formigao
date: Aug. 17th, 2009 10:36 am (UTC)
Link

не было на каждом шагу- скорее всего от нежелания конкретного сеньора ввязываться в блуд с каждой выходящей замуж, да и красотой наверняка отнюдь не все блистали... существование права не означает его повсеместного использования ;)

Reply | Parent | Thread

formigao

(no subject)

from: formigao
date: Aug. 17th, 2009 10:39 am (UTC)
Link

так возможность мыться каждый день/неделю - это наверняка не у простым горожанам и крестьянам относится, а к дворянам высшего уровня- элементарно воды не натаскается какой-нибудь лавочник - каждый день плескаться, а у крестьянина и других забот полно...

Reply | Parent | Thread

ermenengilda

(no subject)

from: ermenengilda
date: Aug. 17th, 2009 11:35 am (UTC)
Link

Есть разница между "помыться" и "плескаться". Тазик воды каждый себе "натаскает", было бы желание.

Как сказано ниже, дело не в веке и не в сословии, а в индивидуальном отношении к мытью. Крестьянин мог сходить на речку или озеро, и многочисленные свидетельства указывают, что открытые водоемы для водных процедур использовали отнюдь не исключительно аристократы -- скорее наоборот.

Reply | Parent | Thread

Мечтательница

(no subject)

from: genevievee
date: Mar. 24th, 2007 11:57 am (UTC)
Link

Вот всё таки как интересно: в Средневековье чистоту ценили гораздо больше чем, скажем в веке 17 и, тем более в 18...

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Mar. 24th, 2007 07:27 pm (UTC)
Link

Думаю, дело не в веке, а в индивидуальном отношении к мытью. Если человек хотел мыться, он мылся, а не хотел - кто ж его заставит ;-)
Так что грязная Европа не более чем миф, созданный в более позднее время.

Reply | Parent | Thread

Мечтательница

(no subject)

from: genevievee
date: Mar. 24th, 2007 10:15 pm (UTC)
Link

Да,конечно,всё зависит от человека.Но вот почему так подчёркивается,что Людовик XIV сводил гигиенические процедуры к минимуму, почему во многих монографиях пишут, что от него нестерпимо воняло,даже мадам де Монтеспан обращала внимание на этот факт,и при всё том известно, что в Версале были обустроенны ванны,через трубы подавалась горячая вода...Вот такие несооветствия и дезориентируют.

Reply | Parent | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Mar. 24th, 2007 11:31 pm (UTC)
Link

Да, теперь, по прошествии веков, пойди разбери, где правда, а где вымысел :-)
Если Людовику не хотелось мыться, то кто ж его заставит?! ;-)
Но... в общем, относительно его солнцеподобной персоны я в сомнениях. Хотя все может быть. Но в Версале я бы жить не хотела :-))

Reply | Parent | Thread

kate-kapella

(no subject)

from: kate_kapella
date: Dec. 10th, 2007 11:12 am (UTC)
Link

У Людовика XIV были серьезные проблемы со здоровьем. И именно поэтому у него очень сильно пахло изо рта, сколько он о гигиене не заботился. Потому он так и обиделся на мадам Монтеспан, когда она сказала про запах - это было реально больное место.

Reply | Parent | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Dec. 10th, 2007 12:17 pm (UTC)
Link

А в чем заключались эти проблемы?

Reply | Parent | Thread

ermenengilda

(no subject)

from: ermenengilda
date: Dec. 10th, 2007 12:43 pm (UTC)
Link

У него что-то было не так с челюстью, насколько я помню.

Reply | Parent | Thread

kate-kapella

(no subject)

from: kate_kapella
date: Dec. 10th, 2007 02:33 pm (UTC)
Link

Точно не помню, к сожалению, а биография его у меня не под рукой. Кажется, у него была какая-то дыра в небе, плюс это осложнялось язвой желудка, которая тоже не добавляет благоухания.

Reply | Parent | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Dec. 11th, 2007 04:31 pm (UTC)
Link

Вы не помните, кто автор биографии? И какую Вы посоветовали бы почитать?

Reply | Parent | Thread

kate-kapella

(no subject)

from: kate_kapella
date: Dec. 11th, 2007 06:59 pm (UTC)
Link

Ну из наших мне больше всего понравилась "Дипломатия Людовика XIV" Борисова. Хотя там, конечно, о быте мало, все больше про политику и экономику. Но о личных отношениях тоже есть, плюс интересная глава про железную маску:)

Reply | Parent | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Dec. 12th, 2007 09:57 am (UTC)
Link

Борисов у меня лежит пока что не тронутый :-)
А Вы не читали Блюша и еще одну биографию, не помню автора, издавалась в той же серии, что и "Людовик IX" Ле Гоффа?

Reply | Parent | Thread

kate-kapella

(no subject)

from: kate_kapella
date: Dec. 13th, 2007 01:01 pm (UTC)
Link

Честно скажу - не помню. Период очень сильного увлечения Людовиком XIV у меня был давно, тогда я перечитала огромное количество литературы и мемуаров. Потом прошел... ну то есть вошел в колею, наравне с другими темами. Поэтому я толком помню названия и авторов только тех книг, которые есть у меня и которые произвели особенное впечатление. Мне надо пролистать несколько страниц, чтобы сказать точно - читала я это или нет.
Правда за последнее время я правда узнала, что по Людовику есть еще много литературы, которую я точно не читала (сайт по нему посмотрела и просто обалдела:))

Reply | Parent | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Dec. 14th, 2007 02:01 pm (UTC)
Link

А я в последнее время изменила свое мнение об этом короле, причем в положительную сторону. До того считала его эдаким самовлюбленным павлином, а оказалось, что он и впрямь был великим государем и, что лично для меня немаловажно, не столь дурным человеком.

Reply | Parent | Thread

Мечтательница

(no subject)

from: genevievee
date: Mar. 25th, 2007 09:59 am (UTC)
Link

Ага, судя по всем описаниям, в Версале было не очень то уютно. Эти постоянные сквозняки,холод...Да ещё и клопы...Брррр...Как то не вяжется с внешним великолепием.

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Mar. 25th, 2007 10:53 am (UTC)
Link

Да, а еще там, пардон, туалеты зачастую были устроены в оконных нишах, т.к. добежать до соответствующего помещения было порой невозможно - все комнаты проходные, слишком далеко добираться до своих покоев. И потом, тесниться в маленьких комнатушках (это я о придворных), лишь бы быть оближе к королю, тогда как в провинции их ждали огромные замки или же в Париже - просторные особняки, это, на мой предвзятый взгляд, глупо :-(
Да и самим монархам не думаю чтобы жилось слишком приятно среди, да, красоты, но, как Вы верно заметили, сквозняков, дурных запахов, клопов...
Наверное, во многом из-за этого я больше люблю эпоху, предшествовавшую т.н. "Великом веку" - правление Людовика XIII и Карла I.

Reply | Parent | Thread

Мечтательница

(no subject)

from: genevievee
date: Mar. 25th, 2007 12:16 pm (UTC)
Link

Ну,я посмею сказать несколько слов в защиту придворных. Ведь их,по сути,заставляли обитать возле короля,в этом и заключались все привелегии.Не хочешь-уезжай, но на милость тогда и не рассчитывай.Вот так король приручил дворян.
З.Ы. Ничего, что я тут оффтоп развела?

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Mar. 25th, 2007 04:01 pm (UTC)
Link

Их никто не заставлял выпрашивать милости, это был их самостоятельный выбор ;-) Дело не в милости как в благосклонном отношении, а в надежде приобщиться к кормушке либо же находиться в эпицентре событий. Ссылка в поместье - страшное наказание, хотя ничего плохого в этом не было, если присмотреться: живет себе человек на свежем воздухе, питается здоровой пищей, не вынужденный тратить бешеные деньги на наряды или же проигрывать энные суммы в карты.
"Каждый выбирает по себе" ;-)

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: anonymous
date: Jul. 8th, 2007 08:32 pm (UTC)
Link

Какая пикантная тема! Мое почтение!
Неизгладимое впечатление произвел на меня "норманнский гардероп" Тауэра. Именно так называли в те славные времена отхожее место - подсмотрели, что хитрые хранцузы хранили там свои дорогие одежды - ибо от амбрэ никакая моль не заводилась. И стали подражать. Короче, маленькая комнатка, отгороженная от спальни, с "унитазом" и спуском прямо в Темзу. И - толщина этих стен, когда смотришь ..эээ...вниз.....:-)

Reply | Parent | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Jul. 10th, 2007 04:43 pm (UTC)
Link

Хмм... и не гнушались потом эту одежду на себя надевать? :-))
А Вы кто, если не секрет?

Reply | Parent | Thread

his_earlship

(no subject)

from: his_earlship
date: Jul. 15th, 2007 09:19 pm (UTC)
Link

Все еще я - ваш покорный слуга из портретной галереи наших незабвенных монархов!

Reply | Parent | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Jul. 16th, 2007 09:41 am (UTC)
Link

Очень приятно!
Вы все-таки решили зарегистрироваться? :-)

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: anonymous
date: Jul. 19th, 2007 09:22 pm (UTC)
Link

Да! Все ради него.....
http://community.livejournal.com/mylord_wilmot

Reply | Parent | Thread

his_earlship

(no subject)

from: his_earlship
date: Jul. 19th, 2007 09:27 pm (UTC)
Link

Perdona, cara....С непривычки.... все инком по пейперу...а тут....

Reply | Parent | Thread

his_earlship

(no subject)

from: his_earlship
date: Jul. 19th, 2007 09:26 pm (UTC)
Link

Да! Все ради него.....
http://community.livejournal.com/mylord_wilmot

Reply | Parent | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Jul. 21st, 2007 02:20 pm (UTC)
Link

Интересное сообщество.
Будете выкладывать переводы стихов и писем?

У меня к Вам одна небольшая просьба: дело в том, что у меня проблемы с чтением форума Джонни Деппа, ссылку на который Вы мне давали. Если Вас не затруднит, не могли бы Вы прислать мне переводы писем и стихов, что Вы там выкладывали. Я только хотела их сохранить, как все окна свернулись. Повторные попытки были такими же провальными :-(

Reply | Parent | Thread

kate-kapella

(no subject)

from: kate_kapella
date: Dec. 10th, 2007 11:22 am (UTC)
Link

За рецепты мыла - земной поклон. Давно искала, но уже и не надеялась, что найду.

Reply | Thread

ycnokoutellb

(no subject)

from: ycnokoutellb
date: Aug. 15th, 2008 05:50 am (UTC)
Link

Галерея средневековых изображений о гигиене
http://www.ateismy.net/content/photo/gallery/index.php?cat=bani
Опровержение статей Абсентиса о "грязном" средневековье
1. - Было мыло!
http://www.ateismy.net/content/spravochnik/antiabsentis/bilo_milo.html
2. - Грязная тема.
http://www.ateismy.net/content/spravochnik/history/grjaznaja_tema.html
3. - Восемь мифов о Средневековье
http://www.ateismy.net/content/spravochnik/history/8mifovsrednevekovje.html
4. - Сайт о чистоте и гигиене в Средних веках.
http://earving.nm.ru/bath.html
5. - С легким паром, Ваше Величество, или, а мылся ли король-Солнце?
http://www.ateismy.net/content/spravochnik/antiabsentis/lui14.html
6. - Грязная тема 2.
http://www.ateismy.net/content/spravochnik/antiabsentis/grjaznaja_tema2.html

Reply | Parent | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Aug. 15th, 2008 08:48 pm (UTC)
Link

Спасибо!

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: olanaplan
date: Feb. 20th, 2010 01:21 am (UTC)
Link

Я не раз заказывал свадебный банкет и могу подтвердить, что это очень выгодно. Всеми вопросами занимаются ребята из фирмы и я могу получить максимум удовольствия от праздника.

Reply | Thread

(no subject)

from: anonymous
date: Apr. 16th, 2010 11:05 am (UTC)
Link

В России до сих пор существуют туалеты с дыркой, где жутко сквозит при - 30 градусах и всё отваливается. Есть сливные ямы с жутким запахом.Но люди при этом остаются чистоплотными.

Reply | Thread

(no subject)

from: anonymous
date: Apr. 16th, 2010 11:07 am (UTC)
Link

Так что средневековыми подробностями наш не удивишь!

Reply | Thread