?

Log in

No account? Create an account

snorri_di

The Young Pope (2016)

« previous entry | next entry »
Mar. 1st, 2017 | 04:05 am

Наслушавшись восторгов по поводу "Молодого Папы", принялась за самостоятельное изучение вопроса. Сделала это ещё перед новогодними праздниками, но поведать об этом urbi et orbi решила только сейчас.

Итак, сюжет сериала следующий. На очередном конклаве избирают 47-летнего американца Ленни Беллардо (Джуд Лоу). Поддержавший его кандидатуру бессменный государственный секретарь Ватикана, Анджело Войелло (Сильвио Орландо), надеется, что безвестный заокеанский гость, без связей и поддержки, будет целиком и полностью зависим от него, своего благодетеля. Но как бы не так. С первых же дней Ленни, ставший Пием XIII, показывает зубы, которые внезапно оказались прямо-таки саблезубых размеров: он жёстко и даже временами по-хамски ставит всех на место, играет против установленных правил и намеревается вернуть Церковь в те времена, когда она была окутана ореолом загадочности и возвышенности. Помогает ему в этом, периодически терзаясь смутными сомнениями в адекватности нового понтифика, его воспитательница, сестра Мэри (Дайан Китон).

Из вышеизложенного складывается впечатление, что речь идёт о сложной личности и тайнах ватиканского двора, и это отчасти верно. Отчасти - поскольку придворных интриг в сюжете не так уж и много и заканчиваются они невнятно. Обличение святых отцов больше отдаёт иронией, чем настоящей критикой, да ещё и приправлено желанием показать, что даже у самых неприятных персонажей есть свои положительные стороны или же факты биографии, за которые их стоит хотя бы пожалеть. Тот же Войелло, тщеславный интриган, страстный болельщик "Наполи" и поклонник палеолитической женской фигурки, растит мальчика-инвалида (нет, это не его сын).

Что же до сложной личности, то Ленни Беллардо, сын хиппи, с девяти лет воспитывавшийся в приюте, бóльшую часть фильма ведёт себя, как дорвавшийся до красной кнопки подросток, который жаждет отомстить всем своим обидчикам. За экстравагантностью поступков и поведения кроется некий смысл - очистить Церковь от всего наносного и тем самым заставить верующих потянуться за идеей в её первоначальном виде, а не за красивой попсовой обёрткой и сладкими посулами. Пий облачается в пышные ризы и тиару, садится на церемониальные носилки и заставляет всю курию целовать туфлю, как это было заведено до Второго Ватиканского собора, изгоняет из стройных рядов священнослужителей-гомосексуалистов, а всех неугодных отправляет служить мессу на Аляску. Маленький дворцовый переворот с целью убрать строптивого американца проваливается, и всем приходится смириться с новым наместником Христовым. Постепенно выясняется, что Ленни не чужд святости, минимум трижды явленной окружающим. При этом он ведёт целомудренный образ жизни (и это с физиономией-то Джуда Лоу...). Возникает закономерный вопрос: не хотел ли режиссёр сказать, что святость и благостность отнюдь не идут рука об руку, что по-настоящему хорошие поступки необязательно сопровождаются ласковыми словами и жестами?

Постоянным лейтмотивом через весь сюжет проходит обида Ленни на бросивших его родителей и желание их найти. И, как мне показалось, поиск родителей преподносится в фильме как обратная сторона поиска Бога. Взрослея душой, учась прощать слабости и мириться с несовершенством человеческой натуры, человек обретает мир с самим собой. Так и Ленни, осознавший, что людям свойственно ошибаться, заблуждаться и отличаться от идеала, отходит от первоначальной бескомпромиссности своего замысла, открывается (во всех смыслах) людям - и обретает Бога. Кстати, помогает ему в этом дюжина предшественников, однажды явившихся Пию в приступе меланхолии. Если я правильно угадала, Юлий II (тот самый, что скакал на лихом коне с шашкой наголо и яростно спорил с Микеланджело о концептуальных идеях для потолка Сикстинской капеллы) сообщает, что надо быть проще - и народ к нему потянется. Старик Джулиано, как показали дальнейшие события, был прав.

При этом я так и не могу понять, почему авторами была выбрана именно ватиканская тематика. Социального или антиклерикального в фильме ничего нет, а убедить в том, что на пятом десятке из человека, который постоянно находится на виду, внезапно для всех вылезет эксцентричная альтернативная личность с уровнем развития умного, но всё-таки 15-летнего подростка, Паоло Соррентино, на мой предвзятый взгляд, не удалось. В истории католической церкви было столько колоритных персонажей, что успевай переносить их жизнеописания на экран, при этом стараясь не одуреть от накала происходящего.

Что же касается визуальной стороны, то снят сериал красиво, каждый кадр выстроен до мелочей и наполнен отсылками к знаменитым произведениям искусства. Здесь и ожившее "Моление о Чаше", и "Пьета", и хранящиеся в Ватикане шедевры. С этой точки зрения очень интересны начальные титры, где Пий XIII проходит мимо десяти известных картин (из которых только одну, "Вручение ключей от Царствия Небесного апостолу Петру" Перуджино, можно увидеть в Ватикане), и каждая символизирует некий этап или сторону жизни и характера главного героя. Например, изображение Франциска Ассизского подчёркивает радикальное желание новоизбранного понтифика очистить вверенный ему институт, а "Обращение Савла" Караваджо намекает на духовную эволюцию Ленни.

Tags:

Link | Leave a comment | Share

Comments {0}