?

Log in

No account? Create an account

snorri_di

Stealing Heaven

« previous entry | next entry »
Mar. 25th, 2010 | 11:45 pm

Давеча посмотрела "Похищенный рай" (они же "Украденные небеса", в оригинале - Stealing Heaven) от режиссера Клайва Доннера. Как истинная блондинка впечатлилась.

История Элоизы и Абеляра известна многим: знаменитый преподаватель философии Пьер Абеляр соблазняет свою ученицу, юную Элоизу, славившуюся живым умом и ученостью, сделавшей бы честь любому образованному мужчине тех времен (а времена были суровые: ученость женщине считалась ни к чему, Kinder, Kuche, Kirche - вот предел ее, дщери евиной, мечтаний). Элоиза рожает своему возлюбленному сына, называет его Астролябием (от большой любви, видимо), после чего у Абеляра просыпается совесть, и он женится - тайно, ибо преподавателю школы при Сорбонне положено хранить целомудрие. Чтобы дядя Элоизы, намеревавшийся выгодно пристроить девушку замуж, не причинил ей вреда, супруг прячет ее в монастырь. Фулберт же, пылая праведным негодованием, нанимает виртуозов душегубства, которые легким движением руки лишают Абеляра возможности в дальнейшем соблазнять кого бы то ни было. Страдающий философ принимает волевое решение удалиться в монастырь и настаивает на том, чтобы и жена последовала его примеру. Элоиза подчиняется. Все оставшиеся им годы супруги ведут переписку, активно участвуют в жизни своих обителей, Абеляр преподает и пишет трактаты.

В фильме, разумеется, никакого упора на философские тонкости не делается, чистое мыло, но мыло, снятое красиво. Не берусь судить об историчности/неисторичности деталей - слишком долго, да и не в них суть. А суть, на мой взгляд, в следующем.

История о Большой и Чистой Любви получилась, на мой предвзятый взгляд, односторонней. В том смысле, что любила, по существу, только Элоиза, а Абеляр... Абеляр получился эдакой вариацией Ральфа де Брикассара, сиречь человеком самовлюбленным, погруженным исключительно в собственные переживания и ни на какое самопожертвование ради другого не способным. Разумеется, эгоизм прикрывается: 1. рассуждениями о собственном избранничестве на преподавательской ниве (ах, если я паду в объятиях женщины, то лишусь своего богодохновенного преподавательского дара!); 2. довольно лицемерными мыслями о Боге, а точнее, нерешительность, терзающая великовозрастного Ромео, принимается им за проявление гнева Божьего. Даже предложение руки и сердца, кажется, продиктовано страхом Абеляра перед местью Фулберта и покровительствующего ему епископа Парижского. Когда же он понуждает Элоизу принять постриг, фактически намекая ей тем самым на то, что именно она сбила его с пути истинного и привела к весьма печальному финалу, захотелось плюнуть в монитор. Сдержалась.

Элоиза же привела меня в откровенный восторг. Она не каноническая красавица, но "цепляет". Очень энергичная, умненькая, смелая девушка, которой ни один мужчина в фильме в подметки не годится. Впрочем, вру. Журден, самый верный ученик Абеляра, был с первого дня влюблен в фулбертову племянницу, зажав волю в кулак, помогал ей и учителю, а когда последний впал в истовую набожность, предложил Элоизе выйти за него. Увы, не сложилось. Спустя много лет он принял на службу молодого рыцаря с эксцентричным именем Астролябий.

Если же отвлечься от эмоций, то расстановка сил мне представляется следующей. Абеляр (здесь как и выше я говорю о персонаже фильме, а не о реальном историческом лице) представляет собой воплощение разума и свойственных этому разуму сомнений. Элоиза же - это чувства, стихия. Одним словом, прошу прощения за избитость фразы, мы видим слияние и противоборство аполлонического и дионисийского начал, которые не могут быть вместе, но и порознь им плохо. В первом случае - это больше касается Абеляра, во втором же - Элоизы. И если в монашеском уединении философ познал успокоение, вдали от возлюбленной оценил силу ее чувств и по-настоящему испытал к ней душевную привязанность, а не только вожделение, то его супруга так до конца и не смирилась с утратой рая, что она ненадолго обрела в объятиях Пьера Абеляра.


Tags:

Link | Leave a comment | Share

Comments {20}

Джоанна

(no subject)

from: johanna_d
date: Mar. 25th, 2010 09:01 pm (UTC)
Link

Дерек де Линт...
*несознательно, легкомысленно грезит*

Reply | Thread

Таныч

(no subject)

from: holloweenjack
date: Mar. 26th, 2010 09:51 pm (UTC)
Link

Классная рецензия, Динище! Мне понравилось. Правда, вот на то, чтобы это посмотреть не вдохновляет. В обчем, все мужики - ... Ну, ты понимаешь.:-)

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Mar. 28th, 2010 05:46 pm (UTC)
Link

Как же не понимать...

Reply | Parent | Thread

memento_mary

(no subject)

from: memento_mary
date: Mar. 28th, 2010 03:40 pm (UTC)
Link

Когда же он понуждает Элоизу принять постриг, фактически намекая ей тем самым на то, что именно она сбила его с пути истинного и привела к весьма печальному финалу
А что, это не так? ;) Не она сбила? Не ее дядя проявил особую изобретательность во мщении?
Конечно, можно из женской солидарности обозвать Абеляра "мужской шовинистической свиньей" (ТМ), но почему-то мне кажется, что о самой Элоизе никто не вспомнил бы через столько веков, если бы рядом с ней не стояло имя Абеляра. Насчет "наоборот" - не знаю.

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Mar. 28th, 2010 05:45 pm (UTC)
Link

Элоиза только-только вышла из монастыря и не видела жизни, а Абеляр был все-таки довольно взрослым дяденькой с немалым опытом и должен был представлять, к чему может привести его увлеченность девичьими прелестями. В те-то непростые времена.
Что же до славы в грядущих веках, меня терзают смутные сомнения, что Элоиза ставила целью своей жизни остаться в памяти последующих поколений :-)

Reply | Parent | Thread

memento_mary

(no subject)

from: memento_mary
date: Mar. 28th, 2010 06:29 pm (UTC)
Link

Практичность и разумность, по-моему, им обоим была не слишком свойственна - вполне могли бы оба подумать головой, к чему приведет увлеченность, но ведь не сделали этого (к несчастью для себя и к вящей радости романтических натур последующих поколений).

Что до славы в грядущих веках, пусть это прозвучит пафосно, но это the only thing that matters. Человек жив до тех пор, пока его помнят. Эти двое ценой причиненных друг другу страданий в земной жизни обрели жизнь вечную. Хотели они этого или нет, но 99% их современников это не удалось :)

Reply | Parent | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Mar. 28th, 2010 06:48 pm (UTC)
Link

Слава в веках... Ну, лично я думаю, что очень далеко не всем она предначертана, и ежели те, кто не входят в число немногих избранных, начнут совершать ненужные телодвижения по достижению оной (а они ненужные, если они не способны что-то произвести), то это будет выглядеть, по меньшей мере, странно. N'est-ce pas? ;-)

А что до жизни в веках, то есть память о каком-то человеке и его поступках, а есть память физическая, воплощаемая в детях. Чего никак нельзя отрицать. Таки ни один гений не произошел на свет из воздуха, а все-таки от бесчисленного поколения зачастую более чем заурядных предков :-)


Edited at 2010-03-28 06:49 pm (UTC)

Reply | Parent | Thread

memento_mary

(no subject)

from: memento_mary
date: Mar. 28th, 2010 08:18 pm (UTC)
Link

Вся загвоздка в том, что человек понятия не имеет, что от его жизни останется в веках, а что забудется, и соответственно не может просчитать свои телодвижения, какие нужны, а без каких лучше бы и обойтись :) В рассматриваемом случае ирония как раз в том, что действуй они рационально и по правилам, скорее всего, в "немногих избранных" не оказались бы.

Про детей - так дитя любви Астролябий и есть та самая "физическая память", n'est-ce pas? :)

Reply | Parent | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Mar. 28th, 2010 08:29 pm (UTC)
Link

Собственно, я к чему и веду. В таком случае, как можно говорить об "остаться в веках" как о цели в жизни? :-)
Если человек ни разу не Энштейн и не Паваротти, но честно и достойно трудится, относится с уважением к своей стране и окружающим, разве он не заслуживает уважения?..
Или, к примеру, безвестный мастер, сколотивший кресло, на котором тому же Абеляру так хорошо сочинялось, или же некий Джон Смит посадивший яблоню, под которой так хорошо думалось некоему гражданину по имени Исаак - они, в некотором роде, тоже внесли свой вклад в "великую цепь бытия". Так что "ничто на земле не проходит бесследно", даже если твое имя и не прописано в учебнике по..., так мне кажется :-)

Reply | Parent | Thread

memento_mary

(no subject)

from: memento_mary
date: Mar. 28th, 2010 08:42 pm (UTC)
Link

Неясность в достижении цели и невозможность быть уверенным в ее достижении все же не отменяют желания и попыток ее достичь :)

А со всем остальным согласна, правильно ты сформулировала - но вот мне всегда было немного обидно за этого мастера и за этого Джона Смита, что ни одна собака теперь не вспомнит, кто был этот Смит и зачем он был (да и был ли?) Я этого вопроса немного касаюсь в своем посте о Глостерском соборе - почему-то он меня всегда волновал.

Reply | Parent | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Mar. 28th, 2010 08:51 pm (UTC)
Link

Вот честно, мое имхо (именно имхо) таково :-) что лучше стараться как можно лучше делать то, что умеешь. А уж как оно вольется в общую нить мироздания - то не нам решать...

А что до памяти имен... Полагаю, многие трудились к вящей славе Господней :-) И искали воздаяния в "Царстве не от мира сего".

Reply | Parent | Thread

memento_mary

(no subject)

from: memento_mary
date: Mar. 28th, 2010 08:56 pm (UTC)
Link

Я думаю, они его нашли, "Царство не от мира сего".
По крайней мере, мне хотелось бы в это верить.
Что от меня ничего памятного не останется, с этим я примирилась. А вот за других бывает обидно.

Reply | Parent | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Mar. 28th, 2010 09:00 pm (UTC)
Link

Мы просто не знаем, что нам уготовано. Так что не надо так пессимистично ;-)
В который раз убеждаюсь, что ошибки и, казалось бы, мелочи всегда к чему-то нас подводят.

Reply | Parent | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Mar. 28th, 2010 05:50 pm (UTC)
Link

И да, я не называю Абеляра "мужской шовинистической свиньей", дело не в шовинизме, а в том, что человек испугался ответственности за свои поступки. В те времена все было достаточно четко: совратил девицу благородного происхождения - женись, ежели не хочешь, чтобы ее родня с тобой что-нибудь сотворила (заметь, я не оправдываю весьма... э-э, оригинальные методы Фулберта, но его реакция более чем объяснима. За такие вещи, что выкинул Петр, еще несколько веков подряд резали и увечили); женился - будь добр, заботься о жене и потомстве.

Reply | Parent | Thread

memento_mary

(no subject)

from: memento_mary
date: Mar. 28th, 2010 06:49 pm (UTC)
Link

Ну так он, как бы, и женился, разве не так? :)

Reply | Parent | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Mar. 28th, 2010 06:57 pm (UTC)
Link

Так не сразу же :-)
А после настаивал на том, чтобы Элоиза приняла постриг. Она бы так и так это сделала, но, увы и ах...

Опять же, замечу, я сейчас говорю про фильм, там представлена своя трактовка событий. Вся же история видится мне достаточно смутной, сейчас трудно сказать, что и кем двигало в действительности :-)
Но, честно говоря, прочитав переписку Абеляра, вынесла для себя не самое лицеприятное мнение о Петре :-)

Reply | Parent | Thread

memento_mary

(no subject)

from: memento_mary
date: Mar. 28th, 2010 08:22 pm (UTC)
Link

Я, конечно, довольно поверхностно знаю предмет и переписку читала только отрывками, но у меня не сложилось впечатления, что из их ситуации был какой-то пристойный/достойный выход... Подхватить Элоизу и ребенка, сбежать от доброго дядюшки и пойти скитацца по городам и весям под девизом "Наша крыша - небо голубое, наше счастье - жить такой судьбою"? :)) Так скорее всего, никого из них подобное "счастье" не привлекало :)

Reply | Parent | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Mar. 28th, 2010 08:33 pm (UTC)
Link

Отчего же скитаться. Абеляр был не последним человеком, находился в фаворе у епископа Парижского, который вряд ли бы оставил своего лучшего преподавателя в беде.

Reply | Parent | Thread

memento_mary

(no subject)

from: memento_mary
date: Mar. 28th, 2010 08:43 pm (UTC)
Link

Наверное, он убоялся гнева епископа, который вряд ли возрадовался бы обретению лучшим преподавателем жены и ребенка :)

Reply | Parent | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Mar. 28th, 2010 08:58 pm (UTC)
Link

Повторюсь, я писала про фильм :-) В фильме не было такой уж безнадежности в отношениях Абеляра с епископом, наоборот, тот был весьма снисходителен к осечкам своего протеже.
Что там на самом деле было - история темная, да я и не специалист по вопросу. Но то, что после переписки впечатления остались смутные - это уже из серии "ну не нравишься ты мне" :-)))

Reply | Parent | Thread