?

Log in

No account? Create an account

snorri_di

второй герцог Ришелье

« previous entry | next entry »
Sep. 9th, 2009 | 01:05 am

Давно искала портреты наследника сегодняшнего именинника, и нежданно-негаданно привалило счастье в виде аж двух репродукций.



Арман-Жан де Виньеро, родился 3 (согласно другим источникам, 30) октября 1629 года в Гавре и приходился кардиналу внучатым племянником. Отцом его был Франсуа де Виньеро, маркиз де Понкурле, сын старшей сестры министра, мать происходила из дома Гемадек. Поначалу его хотели отправить по стопам знаменитого родственника и выхлопотали аббатство Сент-Уэн в Руане (потому-то на гравюре он изображен в сутане), однако позже от такого счастья он отказался. Ришелье, ставший к тому времени герцогом и пэром, назначил его своим наследником - что удивительно, учитывая тот примечательный факт, что отец мальчика был еще жив. По той же причине удивительно, что опекуном наследника и его братьев стала их тетка, герцогиня д'Эгильон.
В мае 1643 года он принимает фамилию дю Плесси де Ришелье, берет соответствующий герб и, что немаловажно, весьма недурное наследство. В неполные 14 лет он подает прошение о назначении его генералом галер, и в 1646-1647 гг. командует королевской эскадрой, курсировавшей вдоль неаполитанского побережья (напомню, что в то время королем Неаполя работал по совместительству король Испании, а Франция с Испанией вела затяжную войну). В 1647 году неаполитанцы подняли бунт и провозгласили республику. Поддержать борцов за национальную независимость послали герцога Гиза, а с моря обеспечить ему поддержку озадачили герцога Ришелье, однако высадить войска он не смог по той причине, что флот под командованием дона Хуана Австрийского, внебрачного сына Филиппа IV, перегородил ему путь возле острова Капри. Пришлось разворачиваться и плыть обратно. С торжеством демократии в Неаполе не сложилось.
Чувствуя, что Мазарини он терпеть ненавидит и скоро поставит короля и регентшу перед выбором - либо он, принц крови и герой Рокруа, либо итальянец, - Конде начал вербовать сторонников. С Ришелье они сдружились, а чтобы дружба была ну очень прочной, принц подвиг юношу на брак с Анной Пуссар (1649), дочерью маркиза де Фор. Брак состоялся против воли герцогини д'Эгильон, любящей тетки герцога. Впоследствии его младший брат, маркиз де Ришелье, также вопреки воле опекунши, женился на мадемуазель де Бове (в отличие от брата, женился по большой любви, а не назло родне).
Впрочем, полностью приручить этого наследника многомиллионного состояния Конде не смог. Когда он таки предъявил Анне Австрийской ультиматум и та дала принцу вполне однозначный ответ, он бежал в Гавр, рассчитывая получить поддержку в этом укрепленном городе-порте. Однако герцог, несмотря на юные лета и упрямый характер, приказал запереть перед высокородным мятежником ворота, после чего тот устремился в испанские Нидерланды.
В 1657 году парижский парламент подтвердил его статус герцога и пэра. Четыре года спустя он оставил морскую службу, передав должность генерала галер маркизу де Креки.
Далее ничего примечательного в его жизни не происходило, разве что личная жизнь бурлила. Брак вопреки воле опекунши оказался не слишком удачным, Ришелье изменял жене направо и налево. Досаду вызывало то, что брак оказался бездетным. После смерти герцогини (1684) он сразу же женился на Анне-Маргарите д'Асинь, которая родила ему трех дочерей и долгожданного сына. В 1698 году вторая герцогиня скончалась, и безутешный вдовец, погоревав четыре года, обвенчался с Маргаритой Терезой Руйе.
10 мая 1715 года наш герой скончался в Париже, оставив огромное состояние и громкое имя своему сыну Луи-Арману, 19-летнему юноше, которому предстояло стать знаменитым маршалом в правление Людовика XV и лишь один год не дожить до Великой Французской революции. Но это уже другая история.
Tags: ,

Link | Leave a comment | Share

Comments {22}

kleandraV

(no subject)

from: kleandrav
date: Sep. 8th, 2009 09:37 pm (UTC)
Link

Хорошая история. Вполне себе. Мне очень понравилась история дюка Ришелье, вот мировой был дядька!

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Sep. 12th, 2009 12:55 pm (UTC)
Link

Да, Дюк был весьма примечательной личностью.
В свое время ему немало досталось от сравнений с предком - он ведь тоже стал премьер-министром во время Реставрации, хотя не совсем заслуженно.

Reply | Parent | Thread

George Rooke

(no subject)

from: george_rooke
date: Sep. 9th, 2009 05:49 am (UTC)
Link

При Неаполе дело не в Хуане Австрийском, а в крайней молодости и неопытности Ришелье, а так же в его советнике бальи де Тинье. Лучше бы флотом поставили командовать дес Гутта - тогда Неаполь был бы французским.

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Sep. 12th, 2009 12:57 pm (UTC)
Link

Печальный пример блата...
Правда, я не думаю, что французы планировали удержать за собой Неаполь, скорее, как в случае с Каталонией, надавить на испанцев.
Но не судьба.

Reply | Parent | Thread

George Rooke

(no subject)

from: george_rooke
date: Sep. 12th, 2009 04:10 pm (UTC)
Link

Самое смешное - что его вполне можно было удержать.

Reply | Parent | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Sep. 12th, 2009 04:13 pm (UTC)
Link

Удержали бы - а что дальше? :-)
Только торг с Мадридом, имхо.

Reply | Parent | Thread

George Rooke

(no subject)

from: george_rooke
date: Sep. 12th, 2009 04:14 pm (UTC)
Link

Тем не менее - Франции Неаполь удержать было легче, чем Испании. С учетом сильного Флота Леванта.

Reply | Parent | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Sep. 12th, 2009 04:25 pm (UTC)
Link

У меня вопрос касательно французского флота того периода.
Когда речь заходит о Людовике XIV, утверждается, что от кораблестроительства Ришелье ничего не осталось, Людовик и Кольбер все начинали с нуля. Так ли это?

Reply | Parent | Thread

George Rooke

Это так

from: george_rooke
date: Sep. 12th, 2009 04:40 pm (UTC)
Link

В 1648 году Флот Леванта составлял 47 кораблей и 34 галеры. В 1654 году в Тулоне осталось 15 галер и 1 малый корабль.

Reply | Parent | Thread

Сноррь

Re: Это так

from: snorri_di
date: Sep. 12th, 2009 04:56 pm (UTC)
Link

А все остальное куда делось, погибло в сражениях/сгнило?

Reply | Parent | Thread

George Rooke

Re: Это так

from: george_rooke
date: Sep. 12th, 2009 05:03 pm (UTC)
Link

Сгнило во времена Фронды. Береговая Стража была распущена, корпус морских артиллеристов расформирован, укрепления обветшали (их потом реконструировал Вобан). Гражданская война в первую очередь сказывается именно на флоте.

Reply | Parent | Thread

Сноррь

Re: Это так

from: snorri_di
date: Sep. 12th, 2009 05:04 pm (UTC)
Link

Банальная нехватка денег?

Reply | Parent | Thread

George Rooke

Re: Это так

from: george_rooke
date: Sep. 12th, 2009 07:11 pm (UTC)
Link

Скорее - перераспределение доходов и сокращение расходов.

Reply | Parent | Thread

Сноррь

Re: Это так

from: snorri_di
date: Sep. 12th, 2009 07:27 pm (UTC)
Link

Спасибо, очень интересные сведения.

Reply | Parent | Thread

memento_mary

(no subject)

from: memento_mary
date: Sep. 9th, 2009 07:16 am (UTC)
Link

У меня есть фото некой луврской статуи некоего дюка, мне кажется, это как раз означенный внучатый племянник. Костюм 1670-х на нем. Найду, пришлю.

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Sep. 12th, 2009 12:58 pm (UTC)
Link

ЕМНИП, это все-таки маршал, он должен быть в одеянии рыцаря Ордена Святого Духа.
Второй герцог ничем особенным не прославился, чтобы с него статую лепить :-)

Reply | Parent | Thread

memento_mary

(no subject)

from: memento_mary
date: Sep. 12th, 2009 03:06 pm (UTC)
Link

Скорее всего, ты права - надо найти картинку, рассмотреть получше.

Reply | Parent | Thread

Лиорелин

(no subject)

from: liorelin
date: Sep. 9th, 2009 08:12 am (UTC)
Link

По-моему, Луи-Арману чрезвычайно повезло не дожить до революции... было бы печально, сложи он голову на эшафоте. Не лучшая судьба для маршала Франции.

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Sep. 12th, 2009 01:02 pm (UTC)
Link

Он был уже слишком древний, чтобы революционеры его трогали. Впрочем... наверное, им было все равно, кого на гильотину отправлять.
Так что да, ему повезло - как и во многих других отношениях.

Reply | Parent | Thread

Мэй

(no subject)

from: dama_may
date: Sep. 10th, 2009 06:16 pm (UTC)
Link

Париж стоит мессы, а титул - фамилии. И очень много таких случаев в истории было. Но вот теперь мне понятно, какого происхождения были эти дюки Ришелье, раньше я думала, что всё же они урождённые дю Плесси.

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Sep. 12th, 2009 01:04 pm (UTC)
Link

Нет, у Ришелье и его братьев не осталось законных потомков: он и его брат Альфонс были священнослужителями, старший брат Анри был убит на дуэли, а его единственный сын Франсуа умер в младенчестве незадолго до гибели отца.

Reply | Parent | Thread

marysolga

(no subject)

from: marysolga
date: Mar. 21st, 2014 10:08 am (UTC)
Link

"что удивительно, учитывая тот примечательный факт, что отец мальчика был еще жив. По той же причине удивительно, что опекуном наследника и его братьев стала их тетка, герцогиня д'Эгильон".
отец мотовством отличался, насколько я читала, и игроманом был, как бы сейчас сказали. Ришелье оплатил его долг, но в наследстве ему отказал

Reply | Thread