?

Log in

No account? Create an account

snorri_di

Жан де Лафонтен

« previous entry | next entry »
Nov. 7th, 2008 | 08:28 pm

"Жан де Лафонтен"
Франция, 2007.
Режиссер: Даниель Винь.
В ролях: Лоран Дойч, Филипп Торретон, Сара Форестье, Жослен Киврен, Жан-Клод Дрейфюс и др.
Официальный сайт: http://www.jeandelafontaine-lefilm.com/

Недавно имела возожность ознакомиться с художественным фильмом "Жан де Лафонтен". Впечатления остались крайне неровные.
С одной стороны, мы видим красивые интерьеры, неплохие костюмы, очень качественно сделанные парики, которые смотрятся весьма натурально (в отличие от мочалок, которые зачастую надевают на головы актерам в исторических фильмах, вроде грядущего "Возвращения мушкетеров"), актерская игра недурна, особенно порадовали Людовик (в юные годы исполнивший роль Филиппа Анжуйского, брата Короля-Солнца, в фильме "Людовик, король-дитя") и Кольбер (Филипп Торретон, он же Наполеон из "Месье Н." и Робер д'Артуа из "Проклятых королей" 2005 года). С другой стороны - несколько какофоничная современная музыка и странный сюжет, вернее, идея, которую авторы фильма пытались донести до зрителя.
Поэт Жан де Лафонтен являлся горячим сторонником сюринтенданта финансов Фуке, которого постигла не самая завидная участь окончить свои дни в крепости Пиньероль. Как известно, Людовику XIV, только-только унаследовавшему власть от кардинала Мазарини, не требовался в поле зрения человек, по богатству и могуществу способный превзойти даже его, Христианнейшего монарха, а посему после помпезных торжеств в своем только что отстроенном и отдекорированном замке Во-ле-Виконт месье Николя был арестован (небезызвестным д'Артаньяном), судим и заточен в вышеупомянутую тюрьму.
Лафонтена, пишущего в защиту Фуке, жестокая власть отправила в ссылку, где он томился от подобного произвола в обществе жены и детей. Наконец, король (в фильме показанный больше ленивым сибаритом, нежели труженником, каковым он в действительности являлся) позволяет ему вернуться в столицу, однако кровавая гэбня в лице генерального контролера финансов Кольбера угнетает бедного пиита, не позволяя ему получить королевский пенсион. Художник страдает, параллельно совокупляясь со множеством дам и жалуясь своим высокопоставленным друзьям на невзгоды бытия, и решает аллегорически вывести общественные пороки в баснях. В конце концов, этот жанр настолько его прославил, что даже сами король и Кольбер проникаются шедеврами угнетаемого ими творца и назначают ему пенсию. Более того, по смерти злобного Кольбера Лафонтен занимает его кресло во Французской Академии, основанной еще одним душителем свободного творчества кардиналом Ришелье, который так притеснял Корнеля, что пожаловал ему солидную пенсию, дворянство и даже поспособствовал его женитьбе на любимой женщине.
Казалось бы, все прекрасно и замечательно. Но! Если Лафонтен настолько, кхм, свободолюбив, тогда чего ради он стремится получать жалованье от кровавого абсолютистского режима? Он настолько принципиален, что не желает открыто прогибаться под власть, подобно Мольеру и Расину, однако жаждет денег и должностей от оной власти. Уж как-нибудь авторы определились бы с тем, что они хотели сказать, а то получается неувязочка. Вроде той, что Андрей Макаревич четверть века тому назад выпускал пластинки приличными тиражами и жил, мягко говоря, неплохо, а теперь оказывается, что кровавый СССР подавлял его всеми силами своих репрессивных органов...
Дабы избежать некоторых вопросов, замечу: к самому Жану де Лафонтену я лично отношусь очень хорошо :-)

Link | Leave a comment | Share

Comments {83}

memento_mary

(no subject)

from: memento_mary
date: Nov. 7th, 2008 10:09 pm (UTC)
Link

Рада, что ты его все-таки посмотрела - я хотела тебе сказать про него, в итоге не сказала тебе и забыла посмотреть сама :)

Очень правильный отзыв, особенно в той его части, что касается взаимоотношений "творца и власти". Практика показывает, что творцов, которые могли обойтись без покровительства сильных мира сего, меньшинство. Даже гордый Микельанджело нуждался в папе Юлии II, чтобы тот бил его палкой, добиваясь выполнения заказа... А в 17 веке художники-поэты ваяли заказное искусство, "оды на случай" и парадные аллегорические портреты, просили (зачастую униженно) каких-то невнятных, но доходных должностей при дворе и ели с рук маркизов и герцогинь. Такие были правила игры. Так что все это "свободолюбие" было больше маской, чем modus vivendi. Как и в приведенном тобой примере из нашего времени.

Помнишь еще "свободолюбивого" Вателя в фильме?
Хотя мы так и не узнаем точно, покончил он с собой из-за неприятия решения хозяина (как в фильме) или из-за рыбы (как любят рассказывать в исторических анекдотах)...

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Nov. 8th, 2008 10:26 pm (UTC)
Link

Я сама смотрела в полудреме, так что, возможно, что-то упустила из внимания.

Микеланджело, если верить его жизнеописаниям, был человеком с крайне неприятным характером. Согласно той же легенде, он сбрасывал на Папу доски, когда расписывал Капеллу. Так что неудивительно, что Юлий его огрел палкой :-)))

Что до "унижений"... Мне кажется, люди искусства прекрасно понимали, что, сказав "а", их попросят сказать и "б", т.е. в обмен на содержание им придется писать хвалебные оды/писать помпезные картины и т.п. Так что они сознательно шли на это, но ведь восхваление кого бы то ни было не обязательно должно считать унижением. Иногда эти славословия были весьма талантливы :-) Да и что стоило пииту накропать несколько виршей во славу мецената, когда все прочее время он мог посвящать другим темам. Не в рабство же он себя продавал...

Reply | Parent | Thread

memento_mary

(no subject)

from: memento_mary
date: Nov. 8th, 2008 11:08 pm (UTC)
Link

Про Микельанджело и Юлия все так...что взять, итальянцы, бурный темперамент... :)))

Про оды... что-то вспомнился мне очерк Теккерея об английских юмористах (читала, я думаю), где он цитирует "шедевр" Аддисона "Пастора" на смерть королевы Марии, где покойница именуется Пасторой=сиречь Пастушкой, а ее муж и деловой партнер, соответственно, Великим Пастухом :))) Я боюсь, что после прочтения этого глубоко трагического произведения у бедного Виллема появился дополнительный повод для слез: и так все мрачнее некуда, а еще и пиитишко, из милости пригретый, пастухом обозвал.... :)))

Reply | Parent | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Nov. 10th, 2008 02:54 pm (UTC)
Link

Мне кажется, здесь присутствует аллюзия на Христа - Доброго Пастыря...

Reply | Parent | Thread

abigaill_19

(no subject)

from: abigaill_19
date: Nov. 8th, 2008 03:36 am (UTC)
Link

Тоже захотелось посмотреть)
А откуда вы его скачивали? И смотрели в оригинале?

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Nov. 8th, 2008 10:27 pm (UTC)
Link

Смотрела по каналу "Культура" неделю назад :-)))
Но в "Осле" он тоже водится, правда, на французском.


Edited at 2008-11-08 10:29 pm (UTC)

Reply | Parent | Thread

maariia

(no subject)

from: maariia
date: Nov. 8th, 2008 11:03 am (UTC)
Link

До чего же я люблю страдающих художников! Надо посмотреть на эти корчи в лапах кровавой гэбни. Я все никак не могу разродиться отзывом на “The Devil’s Whore”. Какая-то хроническая нехватка времени!

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Nov. 8th, 2008 10:28 pm (UTC)
Link

Ты уже посмотрела?!? О.О

Reply | Parent | Thread

memento_mary

(no subject)

from: memento_mary
date: Nov. 8th, 2008 11:10 pm (UTC)
Link

Вау!! Неужели оно уже вышло!!! ХОЧУХОЧУХОЧУ!!!!
Давайте так: вы отзывом разродитесь, а я историей про леди Беркли, а то тоже наобещала вам, и никак не распишу. Даже стыдно :))

Reply | Parent | Thread

maariia

(no subject)

from: maariia
date: Nov. 9th, 2008 07:47 pm (UTC)
Link

Нет, дорогие мои, сам фильм я пока не смотрела. Я отзыв хочу накатать на то, что увидела по ссылочке, которую мне Дина высылала.
Что-то как-то грустно мне стало от увиденного... Мне кажется, Мэри, что у Вас будут эмоции приблизительно те же. что и от "Адмирала". Один раз глянул с попкорном - и будя... Я не могла избавиться от ощущения, что вот-вот появится в кадре натюнингованный ванхельсингоподобный Ферфакс из "To kill the King" и тряхнет шикарной гривой. Прям сиквел какой-то! Опять женщина делает свой выбор в сложное для страны время.

Reply | Parent | Thread

memento_mary

(no subject)

from: memento_mary
date: Nov. 9th, 2008 10:49 pm (UTC)
Link

А, так там трейлер только...
посмотрим, посмотрим...почитаем тож....

"Адмирал", в принципе, неплох и я довольна уже тем, что сподвиг меня для написания отзыва порыться в теме. Да к тому же была Анна-то Тимирева, а вот эта самая devil's whore - у меня большие сомнения в ее историчности.

Насчет женщины, делающей свой выбор: настаиваю на экранизации истории леди Лайл! ))) Готова выступить экспертом-консультантом, сценаристом и кем угодно - кроме исполнительницы главной роли :)))

Reply | Parent | Thread

maariia

(no subject)

from: maariia
date: Nov. 10th, 2008 05:29 pm (UTC)
Link

Да, только трейлер. Вот удивляет меня: зачем выдумывать каких-то тухлых героинь, когда реальных через край? Хватай любую - сюжет конфетный. Нет, непременно надо изобретать велосипед. Та же самая Алиса Лайл, действительно, потенциальный Оскар для кинодивы. Э-эх, не видят дальше своего носа...

Reply | Parent | Thread

memento_mary

(no subject)

from: memento_mary
date: Nov. 10th, 2008 10:52 pm (UTC)
Link

Хорошо хоть Барбару Вильерс и Нелл Гвин киношники все же не обделили вниманием...
А ведь есть еще и Анна-Мария леди Шрусбери и ее скандальный роман со вторым герцогом Бэкингемом... темпераментная леди Мальборо... загадочная Афра Бен... да и обе королевы, Мария и Анна, достаточно интересны. Это так, навскидку, не уходя в дебри и не открывая книг - а ведь выдающихся женщин было, конечно же, больше. Хватай любую...

Reply | Parent | Thread | Expand

maariia

(no subject)

from: maariia
date: Nov. 9th, 2008 08:01 pm (UTC)
Link

Ой! Я в последнее время слегка не в себе, извиняюсь. Про леди Беркли, хочу сказать, жду; ничего раньше не слышала об этом. Я особь дюже болтливая. Меня хлебом не корми - дай только на околостюартовские темы поболтать, но не всегда успеваю ответить.

Reply | Parent | Thread

memento_mary

(no subject)

from: memento_mary
date: Nov. 9th, 2008 10:44 pm (UTC)
Link

:))) А я думала, это только у меня насчет Стюартов с головой нехорошо )))

Меня, правда, больше later Stuarts интересуют: Чарли 2, Джимми 2 и Вилли 3 (с Машкой и Нюшкой) :)))

Про леди уже рою. Портрет леди - БУДЕТ.

Reply | Parent | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Nov. 10th, 2008 02:47 pm (UTC)
Link

И не стыдно тебе, свет очей моих, говорить такие крамольные слова - "только у меня насчет Стюартов с головой нехорошо"?! :-(((((((

Reply | Parent | Thread | Expand

maariia

(no subject)

from: maariia
date: Nov. 10th, 2008 05:21 pm (UTC)
Link

Так это легко объяснить! У этих Стюартов где ни копни, везде какие-нибудь загадочности и заморочки.

Reply | Parent | Thread | Expand

(Deleted comment)

Сноррь

Re: Хорошо еше, что дам, а не...!!!

from: snorri_di
date: Nov. 12th, 2008 05:50 pm (UTC)
Link

Знаешь, мне очень нравится Кольбер, как реальное историческое лицо, так и образ, созданный в фильме. Так что я уж лучше кровавой гэбней потружусь.
Сама знаешь, что спасет родину...

Reply | Parent | Thread

memento_mary

Re: Хорошо еше, что дам, а не...!!!

from: memento_mary
date: Nov. 13th, 2008 10:10 am (UTC)
Link

Ура, ура, идеи начинают овладевать лучшими умами! :)))
Кольбер мне тоже симпатичен, как человек дела в эпоху рас***яйства :)
Я была в церкви, где он похоронен.
У него очень красивое надгробие.

Reply | Parent | Thread

Сноррь

Re: Хорошо еше, что дам, а не...!!!

from: snorri_di
date: Nov. 13th, 2008 02:00 pm (UTC)
Link

Мне кажется, это не совсем верное представление. Рас***ство было во все времена, вторая половина XVII века не исключение. Однако и трудились всегда. Тот же Людовик был выдающимся труженником (полюбовницы - исключительно в свободное от работы времени, которого у него было не так уж и много) или его безголовый аглицкий дядюшка, у которого все было расписано по минутам.

Я тоже была в Сэнт-Эсташ. Что примечательно, в той же церкви был крещен Ришелье (и священник того же прихода его соборовал). Улавливаешь связь? ;-)))

Reply | Parent | Thread

memento_mary

Re: Хорошо еше, что дам, а не...!!!

from: memento_mary
date: Nov. 14th, 2008 01:33 pm (UTC)
Link

А у сына безголового дядюшки как было? Дело вперед дам или наоборот?

Не знала про Ришелье, очень интересно!!
Фотографии Кольберовского надгробия нужны? у меня есть...

Reply | Parent | Thread | Expand

(Deleted comment)

Сноррь

Re: Хорошо еше, что дам, а не...!!!

from: snorri_di
date: Nov. 19th, 2008 08:42 pm (UTC)
Link

Тебе надо будет отпечатать все афоризмы и издать отдельной книгой. Она станет бестселлером.

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)