?

Log in

No account? Create an account

snorri_di

Французская революция (1989)

« previous entry | next entry »
Apr. 27th, 2008 | 07:35 pm

В далекие девяностые годы, когда наши соотечественники не были избалованны многочисленными киностраданиями сестер Болейн и Елизаветы Тюдор, ОРТ осчастливило зрителей показом художественного фильма "Французская революция" (режиссеры Робер Энрико и Ричард Хеффрон, 1989). Постановка эта отличалась большим бюджетом, размахом, соответствующим 200-летнему юбилею заглавного события, блестящим актерским составом и, да простят меня скептики, отлично смотрится даже сегодня.
Съемки проходили в местах событий (а что к тому моменту снесли, как Бастилию, то наглядно восстановили из подручных материалов), на костюмы с антуражем продюсеры не поскупились, музыка, в отличие от фильма Копполы, соответствует эпохе, санкюлоты вполне санкюлотисты, аристократы потянут на французскую знать XVIII века, разум революционеров кипит с разной степенью возмущения, про короля вообще молчу, иначе далее пойдут сплошные восторги (одно лишь скажу: лучшего Людовика XVI в кино мне видеть пока не доводилось, а после первого просмотра "Революции" я стала ярой роялисткой :-)).

Действие фильма протекает с 1789 по 1794 гг. - если не считать небольшого вступления, отсылающего нас в 1774 год, когда 20-летний Людовик XVI, возвращаясь из Реймса, проезжает мимо Лицея Людовика Великого, где приветственную речь читает юный Максимильен Робеспьер (естественно, не обходится без казуса: королевская лошадь бьет копытом по луже, с ног до головы обдав коленопреклоненного отрока грязью, а кровопийца Капет даже не соизволил выйти из кареты под дождь и поблагодарить ребенка за латинские славословия. После такого сразу становится ясно, что революции никак не избежать).

Итак, проходит пятнадцать лет. В стране все плохо: придворные в Версале танцы танцуют, королева транжирит деньги за ломберным столом и активно помогает Людовику отращивать большие и ветвистые рога, казна, как водится, пуста (американцам французы помогли обрести независимость, сделав бяку любимым соседям с Туманного Альбиона, а сами влезли в непомерные долги), будущие теща и тесть Демулена не дают ему жениться на своей Люсиль, все вокруг жаждут какой-то свободы и кричат по этому поводу на каждом углу. Одним словом, обстановка критическая.

Король, по наущению швейцарского резидента Неккера, созывает Генеральные Штаты и... понеслась душа в Рай. Деньгами депутаты делиться не хотят, расходиться по домам не хотят, а хотят заниматься государственным управлением. Даже призыв иностранных полков не спасает Луя от падения Бастилии, когда целых семерых узников (фальшивомонетчиков, воров и убийцу) вырвали из лап кровавого абсолютистского режима, предварительно порубав в капусту гарнизон крепости и насадив на пику голову коменданта. Даос Людовик смиряется с возникновением новых комитетов, Национальной гвардии, даже соглашается нацепить на шляпу трехцветную кокарду, но - вот же ретроград! - отказывается подписать "Декларацию прав человека". Тогда санкюлоты, захватив все имевшиеся в наличие сельскохозяйственные орудия, направились кататься на воротах Версаля, порубали еще немного врагов трудового народа в лице королевских офицеров и едва не пристрелили Марию-Антуанетту. В суматохе потерявший очки Людовик подписывает злосчастный докУмент и дает согласие на свой переезд в Париж. В Париже ему тоже живется неспокойно и, в конце концов, король сдается в руки Национального Собрания, которое переправляет его с семейством в милое местечко Тампль, после чего и Людовику, и Туанетте предстоит свидание с гильотиной.

В это же время показывают революционеров, всей душой переживающих за судьбы родины: вот Демулен обрывает листочки с деревьев в пале-рояльском саду и призывает парижан к оружию, спустя некоторое время таки женясь на своей красавице Люсиль; Марат бегает по канализациям, где подхватывает нехорошую болезнь, а потом потрясает кулаками в якобинском клубе; аккуратненький Робеспьер пудрит парик и многозначительно поглядывает из-под очков; примерный семьянин Дантон делится радужными планами со своей постоянно беременной женой Габриель. Вернее, переживают все, кроме Мирабо, который, накричавшись агитречевок в разного рода собраниях, патриотическим рефлексиям предпочитает объятия веселых девиц и толстые пачки ассигнаций.

Конечно же, это только начало. Поборники прав народа не унимаются. Один клуб открывается за другим, и их отличие заключается в степени радикальности выдвигаемых предложений по улучшению жизни в belle Patrie. Вся эта эйфория постепенно перерождается либо в отчаянье, как в случае с Людовиком XVI, который, вместо решительного подавления оппозиции или же радикальных реформ, идет на уступку за уступкой, полностью теряя контроль над ситуацией; либо в безумие, когда люди теряют контроль над самими собой, в пылу максимализма не замечая, что, строя светлое будущее, имеют дело не с абстрактными понятиями, а с живыми людьми, которые есть здесь и сейчас, со своими насущными проблемами, и никуда последние, как ни удивительно, не деваются со сменой власти. Особенно очевидно это становится в годы наступившего Террора, когда приговоренных пачками отправляли на эшафот, в заботливые руки оператора гильотины Сансона (с лицом Кристофера "Сарумяна" Ли). Желание очистить собственные и не только собственные ряды от скверны и разложения перерастает в массовую бойню, где вчерашние друзья становятся врагами и опасными для принципов другого элементами. Революция пожирает своих детей, одних за другими, пока очередь не доходит до главных якобинцев - Сен-Жюста и Робеспьера со товарищи.

Да, революционная армия одерживает победы (и то, далеко не сразу), по закону привилегии упраздняются и, теоретически, граждане получают бОльшие права. Но что это меняет? В конце концов, все возвращается на круги своя. Очень символичен в этом отношении финал фильма, когда, после термидорианского переворота, женщины идут в церковь и молятся. Молятся Богу, а не Верховному Существу, о котором любили порассуждать вовремя отправившиеся в мир иной просветители, молятся о мирной и спокойной жизни. Сложно сказать, были ли напрасны потрясения тех пяти лет, но как человек, глубоко убежденный в том, что революция не есть хорошо, а народный порыв из ниоткуда не берется (его надо предварительно создать и, затратив много времени и денег, направить в нужное русло), не уверена, что без свержения монархии и кровавой бани было не обойтись.

Что можно добавить к минусам фильма, так это неопределенную позицию режиссера, по крайней мере, в первой части, "Годы света" (Les Annees Lumieres), охватывающей 1789-1792 гг. (соответственно, "Годы ужаса" (Les Annees Terribles) показывают события с августа 1792 и по июль 1794). Энрико пытается быть объективным, но это стремление выливается в некую двусмысленную картину: с одной стороны, Дантон, Демулен, Марат и Робеспьер для него искренние патриоты, стремящиеся улучшить жизнь в стране. Эта точка зрения нисколько не расходится с той, что присутствует в различных школьных учебниках, что во Франции, что в СССР. С другой стороны, он не может игнорировать тот факт, что и "тиран" Людовик XVI был, по сути своей, человеком добрым и благожелательным, даже временами исполненным мужества и достоинства, стремившимся что-то исправить, но, увы, не обладавшим достаточной силой воли и решительностью, вечно оказывавшимся в плену у собственных интеллигентских рефлексий. Отсюда диссонанс: король, вроде бы, хороший, Неккер так вообще святой, революционеры прекрасны - так с чего началась вся заваруха? Непонятно.

При всем этом авторы хорошо передают настроения и поведение толпы. Человек, попадая в эту огромную живую массу, перестает быть собой, его разум отключается, и он живет исключительно инстинктами огромного чудовища, частью которого он становится. Малейший выкрик способен радикально поменять настрой толпы (как, к примеру, в эпизоде осады санкюлотами Версаля: вначале они требуют короля на балкон, а после его появления раздаются выкрики: "Vive le Roi!" Однако немедленно все начинают орать: "Смерть австриячке!", стоит кому-то одному запустить в эту бурлящую лаву свои сомнения относительно присутствия во Франции Марии-Антуанетты). Свобода понимается толпой как безнаказанность, возможность выплеснуть свое озверение, когда она громит помещичьи усадьбы или убивает заключенных роялистов, как ту же несчастную принцессу де Ламбаль. Парижане радостными криками приветствуют казнь Людовика XVI, но чуть более года спустя будут, с цветами в руках, танцевать во время казни Робеспьера.


Людовик XVI (Жан-Франсуа Бальмер), Мария-Антуанетта (Джейн Сеймур)



принцесса де Ламбаль (Габриель Лазюр) и принцесса Мария-Терезия (Кэтрин Флинн); герцогиня де Полиньяк (Клаудиа Кардинале), королева и Ферзен (Ив Бертоло)



Неккер (Раймон Жером), Людовик XVI и Гильотен (Жак Сирон)



Демулен (Франсуа Клюзе), Лафайетт (Сэм Нил)



Дантон (Клаус-Мария Брандауэр), Марат (Витторио Меццоджорно)



Дантон и Мирабо (Питер Устинов), Робеспьер (Анжей Северин) и Мирабо



Сен-Жюст (Кристофер Томпсон), Сансон (Кристофер Ли)



Некая пророялистски настроенная девушка выложила на YouTub'е нарезку из "Французской революции" с королевской четой, причем в качестве звуковой дорожки она использовала мелодию из саундтрека к "Марии-Антуанетте" (что-то в стиле 1980-1990х гг.).

Link | Leave a comment | Share

Comments {107}

ir_researcher

(no subject)

from: ir_researcher
date: Apr. 27th, 2008 05:41 pm (UTC)
Link

Какой же тут диссонанс? Так в основном и бывает: все хотят как лучше, а получается как всегда...

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Apr. 27th, 2008 05:45 pm (UTC)
Link

Диссонанс заключается в том, что не дается ответа на вопросы: "Кто виноват?", "Что делать?" и "Кому во Франции жить хорошо?" :-)))

Обойдена стороной роль буржуазии, которая хорошо нагрела руки на революции, все объясняется лишь народным порывом.

Reply | Parent | Thread | Expand

melanyja

(no subject)

from: melanyja
date: Apr. 27th, 2008 05:48 pm (UTC)
Link

Когда шел этот фильм? В своё время я видела только "Сен-Жюст" по ТВ и Дантона Анжея Вайды в кино.

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Apr. 27th, 2008 05:51 pm (UTC)
Link

Его показывали несколько раз - в 1993 или 1994, 1995, 1996 и потом еще один раз.

Reply | Parent | Thread | Expand

Лиорелин

(no subject)

from: liorelin
date: Apr. 27th, 2008 06:21 pm (UTC)
Link

Всё-о, я хочу это посмотреть.
Не знаешь, где взять? Может, где-то в сети лежит? :)

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Apr. 27th, 2008 06:37 pm (UTC)
Link

У тебя есть "осел"?
Мне из него скачивали.

Edited at 2008-04-27 07:23 pm (UTC)

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Apr. 27th, 2008 07:33 pm (UTC)
Link

Вот бы еще посмотреть фильм "Сен-Жюст"...

Reply | Parent | Thread | Expand

Marta - (Anonymous) - Expand
ferrengy - (Anonymous) - Expand

memento_mary

(no subject)

from: memento_mary
date: Apr. 27th, 2008 07:15 pm (UTC)
Link

>отличие от фильма Копполы

Хотелось бы уточникть: Софи Копполы. Великий Фрэнсис Форд к созданию ужасной "Антуанетты" непричастен.
Кристофер "Саруман" Ли, как всегда, жжОт. "Кровавым судьей" он уже был в одноименном фильме, теперь в Сансоны подался... :))

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Apr. 27th, 2008 07:36 pm (UTC)
Link

Разве доча перестает носить фамилию папы? ;-)))
Но в роли Сансона он оченно, я бы сказала, благообразен, безо всяких отжЫгов. Палач себе такой :-))

Reply | Parent | Thread | Expand

Таныч

(no subject)

from: holloweenjack
date: Apr. 27th, 2008 07:40 pm (UTC)
Link

АААААААААААААААААААААААА!!!! Гениально, коллега!Чесслово, получила не меньшее удовольствие от твоего текста, чем от самого кина!:)))) ЛУЙ ФОРЕВА!!!! Долой Марата и Робеспьера! *После некоторых колебаний* Туда же Дантона и Демулена! А уж Сен-Жюста... *сжимает кулаки на ручке мини-ведра с кипящей смолой* Ну, и, пожалуй, пару камешков в сторону Мирабо, но только поскольку его играл Устинов.:)))))

Reply | Thread

Сноррь

спасибо :-)

from: snorri_di
date: Apr. 27th, 2008 07:56 pm (UTC)
Link

Ладно, Мирабо трогать не станем. Он сам в фильме благополучно откопытился :-)))
А вот Макса мне в финале даже жалко стало. Кросавчего Сен-Жюста... *сжимает кулаки на мини-коле* не особо, а вот Робеспьера... Какой-то он прям Гамлет, я бы сказала. Да и Северин хорошо играет. А вот Марата фтопку, бешеная собака какая-то.
Но Луй форева, однозначно!!!

Reply | Parent | Thread | Expand

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)

antoin

(no subject)

from: antoin
date: Apr. 28th, 2008 07:27 am (UTC)
Link

смотрел этот сериал в детстве, ничего уже не помню, надо бы скачать

вообще, меня очень удивляет существование людей, которые Французскую Революцию оправдывают и восхищаются ею...

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Apr. 29th, 2008 11:06 pm (UTC)
Link

В "Осле" "Революция" на французском выложена, мне, собсно, оттуда и скачивали.

Наверное, ореол романтики живее всего живого :-)))
Революция, Вертер, Байрон и ты ды - порождения практически одного и того же времени.

Reply | Parent | Thread

maariia

(no subject)

from: maariia
date: Apr. 28th, 2008 03:33 pm (UTC)
Link

Вот никак не ожидала теплых слов в адрес Робеспьера...

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Apr. 29th, 2008 11:07 pm (UTC)
Link

Когда он лежит с простреленной челюстью, когда над ним глумится толпа, а он сломлен крушением своих надежд, а потом с его лица отдирают налипшую тряпку - жалко его делается. Женское сердце, оно ведь такое нелогичное... :-)))
Но дела его мне никак не нравятся. Ты же знаешь, я убежденная роялистка в том, что касается Английской и Французской революций.

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Apr. 29th, 2008 11:10 pm (UTC)
Link

Я думаю, революции не возникают стихийно, как это говорится в учебниках. Это очень дорогостоящее предприятие, на подготовку и проведение которого затрачиваются большие денежные и людские ресурсы. Наживаются на них единицы, а потом, когда в хаосе они все поделят, все возвращается на прежние рельсы.
Так что я не вижу в революции какого-то прогрессивного начала.

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)

Сноррь

Re: МАКСИК - ФОРЕВА!!!!

from: snorri_di
date: Apr. 29th, 2008 11:12 pm (UTC)
Link

*скромно потупив взор*
Спасибо, гражданка Олище, я старалась...
*грозно*
Тока вот издеваться не надо. А то необуздана я в гневе!!!

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Marta

from: anonymous
date: Sep. 22nd, 2008 08:42 am (UTC)
Link

Фильм шикарный. Сен-Жюст мой любимый - выше всяких похвал. Только играет его актёр по имени КРИСТОФЕР Томпсон. А Даниэль - это его мать, очень известная сценаристка. Кстати, дочь Жерара Ури.

Reply | Thread

Сноррь

Re: Marta

from: snorri_di
date: Sep. 22nd, 2008 08:50 am (UTC)
Link

О, да, пардону просим, Кристофер, конечно!

Reply | Parent | Thread

Екатерина

(no subject)

from: catherine_catty
date: Nov. 29th, 2008 03:28 pm (UTC)
Link

Да, Людовик хорош. Но количество ошибок, ляпов и откровенного вранья в фильме просто зашкаливает. Когда режиссеров был Энрико все было более-менее в порядке. Но когда за дело вщялся Хеффрон...

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Nov. 29th, 2008 08:55 pm (UTC)
Link

Например?

Reply | Parent | Thread | Expand

Pilum

from: anonymous
date: Jun. 27th, 2009 06:48 am (UTC)
Link

"Отсюда диссонанс: король, вроде бы, хороший, Неккер так вообще святой, революционеры прекрасны - так с чего началась вся заваруха?"

C того, что народ подыхал, а ? :>

Да, автор сего блога действительно стал эээ... "роялистом", как это ни комично к 21-му веку.
A Марата нам сейчас ох как не хватает. :)

Reply | Thread

Re: Pilum

from: anonymous
date: Jun. 27th, 2009 07:00 am (UTC)
Link

И все эти "рассуждения" о толпах... За которыми так и слышится - "у них нет хлеба ?пусть едят пирожные"...

Определенно, нет ничего хуже толпы озверевших индивидуалистов... Даже если они не собираются в толпы внизу, а по "королевски" толпятся на балконах, пихаясь локтями и ставя друг другу подножки... :>

Reply | Parent | Thread | Expand

irene_ks

(no subject)

from: irene_ks
date: Nov. 15th, 2010 09:59 pm (UTC)
Link

случайно сюда вынесло поиском п гугелю, получила громадное удовольствие от прочтенного, блаодарю)

Reply | Thread