?

Log in

No account? Create an account

snorri_di

Мадам Бовари

« previous entry | next entry »
Mar. 19th, 2008 | 12:11 am
music: Е.Дога - Мой ласковый и нежный зверь

Существует порядка дюжины экранизаций романа Гюстава Флобера "Мадам Бовари", но мне хотелось бы написать о той, что в 1991 году снял Клод Шаброль.

Этот режиссер славится тем, что умеет малыми выразительными средствами создать в своих фильмах необходимую атмосферу, которая, чаще всего, не слишком радостна и человеколюбива - достаточно вспомнить выходившие в отечественном прокате "Церемонию" или "Ставки сделаны". В некотором роде, это идеальные условия для постановки флоберовского произведения. Серо-желтые нормандские пейзажи, полупустые улочки Тоста и Ионвиля, минимум закадровой музыки - никакого неуместного драматизма или возведения неприкаянной дамочки в ранг "луча света в темном царстве".

Шабролю прекрасно удается показать французскую провинцию середины XIX века, небогатую, скромную, скучную. Жизнь обычных людей течет размеренно, без каких-либо происшествий сверхъестестественного порядка. В этой среде балы, скачки, любовные приключения, путешествия и прочие атрибуты dolce vita кажутся далекими и сказочными.

Именно в эту сазку и стремится попасть Эмма Руо (Изабель Юппер). Начитавшись романов, она жаждет стать их частью, не желая мириться с повседневностью. Правда, она не осознает, что "богатые тоже плачут", и жизнь графов и маркизов, которой она хотела бы подражать (и чьим недосягаемым символом становится некий виконт, то и дело мелькающий на горизонте Эммы), далеко не столь прекрасна, как описывается на страницах книг. Фантазии ослепляют ее, и она не видит, какое сокровище лежит у нее под ногами - спокойная семейная жизнь, с дочерью и любящим мужем Шарлем (Жан-Франсуа Бальмер). Она растаптывает эти дары, редко сопутствующие ее любимым героиням, отдаваясь во власть... даже не чувств, скорее, инстинктов, подбадриваемых воспаленным воображением.

Жена провинциального лекаря тратит большие суммы на наряды, подарки своим любовникам, ввергая семью в долги и, в итоге, оставляя ее без средств. Эмма отдается местному ловеласу Рудольфу Буланже (Кристоф Малавуа) больше из желания поступить "как в романе", чем из любви к этому, в общем-то, пустому человеку. Научившись от него плохому и им же брошенная, мадам докторша пускается во все тяжкие в компании клерка Леона Дюпюи (Люка Бельво), кажущегося, на первый взгляд, романтичным юношей, а на самом деле, мающегося от безделья фантазера, в чем-то похожего на нее саму. В адюльтерах Эммы нет ни поэзии, ни красоты, ни глубокого чувства.

Изабель Юппер удается передать эгоистичную натуру мадам Бовари, которая собственные "хочу" ставит выше благополучия близких. Страстная любовница в объятиях Рудольфа и Леона, она проявляет себя равнодушной матерью, способной находить отвратительным собственного ребенка, холодной женой, ставящей жестокие эксперименты на Шарле, который в ней души не чает ("Эмма, хочешь суп? - Эмма, пока ты танцевала, я принес тебе шампанское. - Эмма, тебе будет лучше, если мы переедем в город побольше").

Бовари обыкновенный человек, но Эмме требуется герой (в связи с чем возникает справедливый вопрос: зачем она вообще согласилась стать его женой?..), и потому она, поддакивая тщеславному аптекарю Гомэ (Жан Янн), фактически толкает супруга на авантюру с операцией хромого Ипполита, заканчивающейся ампутацией ноги - для юноши и позором - для самого Шарля. В момент, когда тому больше всего требуется поддержка Эммы, она отталкивает его - ведь она теперь жена посредственности, а не светила медицины!.. И главное для нее - внешний блеск, а не то, что муж работает с утра до вечера, чтобы исполнить прихоти своей обожаемой Эммы; уезжая засветло, ходит на цыпочках и укрывает ее одеялом (а та мгновенно после его ухода выпрыгивает из постели, чтобы побежать к любовнику); готов поменять свою устоявшуюся жизнь, начать практику в незнакомом городе, лишь бы Эмме было не так грустно; возит ее развлекаться в Руан, чтобы она смогла дать выход своей артистической натуре; будучи послушным сыном, все же перечит матери (Мари Мержей), лишь бы выгородить Эмму и защитить ее от справедливых упреков свекрови и т.д.

Попавшаяся в сети скользкого торговца Лере (Жан-Луи Мори), оставленная обоими любовниками, так ничему и не научившаяся, Эмма даже умереть хочет, как трагическая героиня, надеясь на быстрый и - что очень важно - красивый финал. Правда, действие мышьяка на организм с планами мадам Бовари не совсем совпадает... Ей нет дела до дочери и мужа, которых она оставляет не только в горе, но и в непомерных долгах. И нет ни в ее жизни, ни в смерти никакого бунта, скорее, это свидетельство инфантильного отношения ко всему. Эмма так и не поняла, что жизнь, в том числе и ее собственная, далеко не всегда соответствует романтическим представлениям, а компромисс - одно из условий нашего существования. Она не захотела разглядеть красоту в самых обычных вещах и простых людях, предпочтя надуманные страдания и искуственные идеалы вполне осязаемым радостям.

В общем, если в двух словах: Эмма - дура набитая, Шарль - золотой человек!

Link | Leave a comment | Share

Comments {34}

Ноги Рунета

(no subject)

from: figovina
date: Mar. 19th, 2008 08:44 am (UTC)
Link

Да, этот фильм надо невестам перед свадьбой показывать чтобы подумали)

Reply | Thread

Amiga

(no subject)

from: amiga_ksana
date: Mar. 19th, 2008 09:16 am (UTC)
Link

Прекрасная рецензия, как всегда у Снорри, и очень правильный коммент :)
О Шарле и Эмме - подпишусь под каждым словом.

Reply | Parent | Thread | Expand

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Mar. 19th, 2008 10:16 am (UTC)
Link

Да, было бы неплохо.
Хотя что это даст?..

Reply | Parent | Thread | Expand

Таныч

(no subject)

from: holloweenjack
date: Mar. 19th, 2008 09:21 am (UTC)
Link

Уй ты, господи, какой он тут... пупсик.:)))) Знаем мы, знаем, отчего вам Шарль так симпатиШен.:)))))) Эмма, впрочем, действтельно ДУУУУУУУУУУУУУРА.:)))))

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Mar. 19th, 2008 10:19 am (UTC)
Link

Между прочим. мне Шарль еще пять лет назад понравился, когда мы читали сию книгу в курсе зарубежки. Да-да, и нечего на меня так глумливо смотреть!!!
Но, безусловно, кастинг шабролевского фильма лишний раз убедил меня в правильности распределения собственных симпатий.
Пупсик... Ну ты скажешь... такой пупсик задавить может :-))

Reply | Parent | Thread

Таныч

(no subject)

from: holloweenjack
date: Mar. 19th, 2008 12:52 pm (UTC)
Link

и нечего на меня так глумливо смотреть!!! Хихихи, а очень хочется.:)))) Может, еще разочек можно?:))))))))))
А мне вот, кстати, книга вообще не понравилась. Слишком мине ентого самого господина жалко было, да и вообще не заладились у меня отношения с натурализмом.
такой пупсик задавить может А ты на пути у пупсика не вставай - и все дела!:)))
ЗЫ Я тут накропала-таки пост про мюзиклы, если буит время...

Reply | Parent | Thread | Expand

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Mar. 22nd, 2008 04:55 pm (UTC)
Link

А на какие средства валить в Париж? И кому она там нужна - без богатства и связей? ;-)) Дочке фермера только в гувернантки и идти...

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)
(Deleted comment)

maariia

(no subject)

from: maariia
date: Mar. 20th, 2008 04:05 pm (UTC)
Link

Как все грустно и гнусно.

Reply | Thread

maariia

(no subject)

from: maariia
date: Mar. 20th, 2008 04:19 pm (UTC)
Link

И еще о несчастных Шарлях. Братья Гамильтоны уверяли весь крещеный мир в том, что эти строчки принадлежат их царственному кузену. Якобы они были обнаружены в бумагах бедняги. Так или нет, суди сама.
Upon a Quiet Conscience

1Close thine eyes and sleep secure,
2Thy soul is safe, thy body sure;
3He that guards thee, he that keeps,
4Never slumbers, never sleeps.
5A quiet conscience, in a quiet breast,
6Has only peace, has only rest:
7The music and the mirth of kings
8Are out of tune, unless she sings.
9Then close thine eyes in peace, and rest secure,
10No sleep so sweet as thine, no rest so sure.

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Mar. 22nd, 2008 04:51 pm (UTC)
Link

http://snorri-di.livejournal.com/82269.html

А точно известно про Гамильтонов - что это они настаивали на авторстве Карла?

Reply | Parent | Thread

maariia

(no subject)

from: maariia
date: Mar. 23rd, 2008 05:07 am (UTC)
Link

А! Понятно, почему я не увидела у тебя этого поста. Он давнишний. Насчет Гамильтонов. Я ссылку поищу, точно где-то видела. Это, если мне не изменяет память (но она так сдала в последнее время, что, право же, полагаться на нее опасно), нашли в стюартовских бумагах, которые каким-то хитрым образом оказались у старшего Гамильтона. Это произошло, скорее всего, в 1647 году. Старший Гамильтон еще на свободе был. Как найду, обязательно скину. Там еще какие-то были четверостишия, но это самое красивое.

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Сноррь

Re: Где финики-то?!

from: snorri_di
date: Apr. 4th, 2008 04:05 pm (UTC)
Link

Будет вам кадр с сапогами - в качестве той доброй услуги, которую ты, меркантильное создание, востребовала от меня за 40 тугриков, потраченных на MMS.
Нет, ну вы только подумайте...

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)