?

Log in

No account? Create an account

snorri_di

Ян Вермер

« previous entry | next entry »
Dec. 28th, 2007 | 04:25 pm
music: Jeanette - Por Que Te Vas

Мы мало знаем о жизни Вермера. Есть лишь свидетельство о том, что его крестили в Делфте 31 октября 1632 года и что он был вторым ребенком и единственным сыном Рейнера Янсона. Его отец родился в 1591 году в Антверпене. В 1611 году он перебрался в Амстердам, дабы там научиться изготовлению особого сорта шелка (так называемого «каффа»). Несколько позднее он со своей женой Дигной Балтенс (на которой женился в 1615 году) переселился в Делфт, все еще сохраняя прозвище Вос. Там в 1625-1629 годах он снял в аренду гостиницу, вывеску которой, намекая на его имя, украшала лиса. Занятие шелкоткачеством отец будущего живописца не бросил: однако при вступлении в гильдию Св. Луки в октябре 1631 года своей официальной профессией назвал «Konstverkoper», «торговец произведениями искусства». Как мы видим, деятельность его была разнообразна.

Монтиас установил, что дед Вермера со стороны матери, часовой мастер Балтазар Класс Герритс, оказался замешанным в сомнительных операциях: с 1619 года он и его сообщники с помощью приобретенной матрицы чеканили фальшивые монеты. Эта афера приобрела такой размах, что ею были вынуждены заняться Генеральные штаты и штатгальтер принц Мориц. Двоих сообщников Герритса приговорили к смертной казни и обезглавили. Самому Герритсу удалось бежать и скрыться в Гааге, а затем в Гронинхеме, где он, видимо, спокойно прожил остальные годы.

В 1641 году отец Вермера (который, как можно заключить из записей в книге регистраций Новой церкви, приблизительно с 1625 года носил имя Вермер) приобрел за 2700 гульденов (не считая ипотеки и высокого налогообложения) гостиницу «Мехелен», существовавшую уже в XVI веке и расположенную на видном месте, в северной части рыночной площади Маркфелдес в Делфте. В ней имелось семь каминов, и она представляла собой роскошно обставленный постоялый двор. Клиентами Рейнера значились уважаемые и состоятельные делфтские бюргеры. Это окружение не могло не оказать влияния на его сына.

Документ от 1640 года свидетельствует, что Рейнер был связан с такими художниками, как Балтазар ван дер Аст (известным в те времена живописцем цветочных натюрмортов), Питер Стенвик и Питер Греневеген. Возможно, именно благодаря им молодой Вермер получил свои первые художественные впечатления. Однако нет никаких упоминаний о том, у кого и как он учился живописи. Известно лишь, что 29 декабря 1653 года молодого человека приняли свободным мастером в делфтскую гильдию Св. Луки, объединявшую живописцев всех жанров, стекольных мастеров, изготовителей фаянса, вышивальщиков и торговцев картинами, а до 1620 года – также ткачей шпалер и ковров.

Согласно уставу, непременным условием для приема было шестилетнее обучение у одного из живописцев, известных членам гильдии. Есть предположение, что юный Вермер брыл уроки у Леонарта Брамера (1594-1674), в 1614 году уехавшего в Италию и в 1624-м вернувшегося в родной Делфт, но различия в их живописных манерах столь велики, что данная теория не получила должной поддержки у большинства исследователей.

Альтернативой ей стала теория, по которой учителем Вермера называли Карела Фабрициуса (1622-1654), обучавшегося в 1643 году в мастерской Рембрандта, а в 1650 году ставшего гражданином Делфта и в 1652-м вступившего в гильдию Св. Луки. Этот мастер погиб при взрыве делфтского порохового склада, разрушившего большую часть города. В «Описании города Делфта» Дирка ван Блейсвейка, вышедшем в 1667 году, Вермер прославлялся в четверостишии Арнольда Бона как «мастерский » наследник «феникса» Карела Фабрициуса.
20 апреля 1653 года в местечке Схиплейдене близ Делфта Вермер женился на Катарине Болнес, дочери Марии Тинс, которая вначале противилась этому браку. Ей, жившей в полном достатке, казалось, что в связи со значительными долгами отца художника материальное положении ее дочери в супружестве окажется непрочным. Возможно, определенную роль сыграли и различия в религиозных убеждениях: Вермер был кальвинистом, Катарина Болнес – католичкой. Но благодаря заступничеству Леонарта Брамера – ревностного католика, Мария Тинс в конце концов согласилась на свадьбу. Мнение о том, что Вермер добился желаемого, перейдя в католичество, не имеет документальных подтверждений.

Сначала молодые жили в «Мехелене», но в 1660 году переехали в дом тещи на Ауде Лангендейк, в так называемый квартал папистов, где располагалась миссия иезуитов. Мастер в те годы имел высокий доход и мог без труда прокормить свое все увеличивавшееся семейство: Катарина родила 15 детей, четверо из которых умерли в очень раннем возрасте. Хотя следует отметить, что средства для безбедного существования предоставляла отнюдь не продажа картин (в год живописец писал едва ли более двух произведений). Возможно, Вермера кормил все тот же «Мехелен». Подобного рола «побочная деятельность» не являлась редкостью в практике голландских мастеров. Это видно на примере Яна Стена, который в 1654 году арендовал в Делфте пивоварню «Де шланге» («У змеи»).

Не оставляет сомнений и тот факт, что Ян Вермер, как и его отец, торговал картинами. Продажей чужих произведений он зарабатывал несравненно больше, чем получал за свои собственные работы. И тем не менее, подписывая служебные документы, он постоянно, в соответствии с регистрацией в гильдии Св. Луки, где он дважды занимал должность декана («Hoofdam» в 1663-1663 и 1670-71 годах), обозначал свою профессию как «живописец». Его отношения с Марией Тинс, как возможно заключить из того, что он переехал в дом тещи, и они совместно вели хозяйство, видимо, значительно улучшились. Тинс к этому времени развелась с мужем Рейнером Болнесом, владельцем кирпичной фабрики, и располагала значительными доходами от недвижимости, ценностей и активов. Получив наследство своей сестры Корнелии, она с 1661 года стала владелицей земельных наделов, среди которых значились усадьбы близ Схонховена («Bon Repos»), сдаваемые в аренду. О богатстве Марии Тинс свидетельствует нотариально заверенный инвентарный список ее дома. Он включал огромный перечень мебели, платьев и домашней утвари, а также одиннадцать комнат, подвал и амбар. Семья Вермера жила в нижних комнатах, на верхнем этаже у художника была мастерская с двумя мольбертами и тремя палитрами. Тяжелый дубовой стол, появляющийся на многих картинах Вермера, также стоял там, здесь же «обитали» часто воспроизводимые им обитые кожей стулья. Во владении Марии Тинс имелось несколько картин, которые Вермер использовал как «claves interpretandi» («ключи для понимания») для своих собственных творений. Среди них «Распятие» - его можно увидеть на задней стене в работе «Аллегория веры», или «Сводня» Дирка ван Бабюрена. В качестве реквизита для своих произведений живописец также использовал костюмы жены, например желтую, отделанную горностаем сатиновую кофту (частично меняя ее цвет), и, главным образом, предметы домашнего обихода, служившие ему аксессуарами, изменявшимися от картины к картине в соответствии с целью, поставленной мастером.

Вероятно, Вермер мало писал для художественного рынка: большей частью он создавал свои произведения для покровителей и меценатов, особо ценивших его искусство. Этим можно объяснить небольшое количество созданных им работ. Одним из его покровителей считался Хендрик ван Бейтен, булочник. Возможно, именно с ним встречался во время пребывания в Делфте в 1663 году французский дворянин Балтазар де Монкони. Он записал в своем дневнике: «В Делфте я видел живописца Вермера, который не имел ни одной своей работы. Зато одну из них мне показали у местного булочника, заплатившего за нее 600 ливров, хотя она изображала всего одну фигуру, - ценою, на мой взгляд, не более шести пистолей» («пистоль» соответствовал тогда десяти гульденам).

Другим покровителем Вермера стал делфтский владелец типографии Якоб Диссий, проживавший поблизости (на той же площади Марктфелд) в собственном доме. В изданном в 1682 году инвентаре его имущества упомянуты девятнадцать картин Вермера. Считается, что большая часть из 21 картины Вермера, проданных в 1696 году с аукциона торговцем Герардом Хоуетом, идентичны с теми, которые принадлежали Диссию.

О том, что Вермер пользовался славой знатока искусства и эксперта, свидетельствует считавшееся в то время почетным поручение определить подлинность коллекции полотен венецианских и римских художников, которые за 30000 гульденов продал Фридриху Вильгельму, великому курфюрсту Бранденбургскому, торговец картинами Герард Уленбург. Для этого Вермер вместе с коллегой, художником Хансом Йордансом, уроженцем Делфта, ездил в 1672 году в Гаагу. Мастер оценил произведения как «неуклюжие и плохое сделанные копии», отверг авторство Рафаэля и Микеланджело и заявил, что коллекция стоит десятую часть от назначенной Уленбургом цены.

В последние годы жизни великого голландца его финансовое положение резко ухудшилось. Он влез в долги и был вынужден брать ссуды. 5 июля 1675 года Вермер ездил в Амстердам, чтобы получить там кредит в 1000 гульденов. Франко-голландская война, начавшаяся в 1672 году, во время которой французские войска стремительно продвинулись в северную часть Объединенных провинций, стала катастрофой для художника. После открытия плотин (крайняя мера, призванная остановить продвижение французского войска) огромные пространства страны оказались затопленными, среди них и земли близ Схонховена, сдававшиеся Марией Тинс в аренду. В результате перестала поступать арендная плата, составлявшая надежный источник доходов семейства Вермера. Начиная с 1672 года – года катастрофы, он уже не мог более торговать картинами. Позднее его вдова рассказывала: «Из-за этой войны он, испытывавший большую ответственность перед детьми, для которых у него не было больше средств, впал в такую тоску и такое отчаянье, что за полтора дня лишился здоровья и умер».

Вермера похоронили 15 декабря 1675 года в Старой церкви Делфта в фамильном склепе. Он оставил после себя одиннадцать несовершенно летних детей, из которых восемь, вероятно, еще жили в родительском доме. Катарина Болнес не сумела рассчитаться с долгами. Она была вынуждена передать управление своими земельными владениями Высшему суду в Гааге, отказаться от права на наследство и уступить его кредиторам. Попечителем над наследственным имуществом Вермера суд назначил Антония ван Левенгука, делфтского торговца сукном, пользовавшегося большим почетом и уважением в международных кругах за свои исследования и открытия, связанные с усовершенствованием микроскопа. В 1680 году он официально стал членом Королевской академии в Лондоне.

У Катарины Болнес в это время из работ мужа оставались лишь так называемая «Мастерская художника» («Аллегория живописи», «Schilderconst») и «Дама, примеряющая жемчужное ожерелье». 24 февраля 1676 года в погашение долгов она отдала «Schilderconst» своей матери. Большинством других картин владел тогда печатник Якоб Диссий, скончавшийся в октябре 1695 года. Через полтора года после его смерти в Амстердаме проводился аукцион, где продавалась двадцать одна работа Вермера.

Каталог аукциона 1696 года, включавший также и произведения других художников (в целом было продано 134 работы), в высшей степени показателен для тогдашней оценки творчества Вермера. Этот документ свидетельствует, что стоимость его творений превышала общепринятые рыночные цены. Так, картина, значившаяся под № 1 (ныне хранящаяся в Вашингтоне), «Женщина, взвешивающая жемчуг», оценивалась в 150 гульденов («написана с художественным совершенством и большой проникновенностью»). Самой высокой суммы на аукционе удостоился холст № 31 – «Вид Делфта». Его продали за 200 гульденов (достаточно сравнить: Исаак ван Остаде в 1641 году уступил торговцу картинами 13 работ за 27 гульденов, Ян Стен получил однажды ту же сумму за три портрета). По стоимости произведений Вермер в свои лучшие годы стоял во главе художественного рынка Делфта; однажды, в 1663 году или незадолго до этого, он должен был получить 600 гульденов за композицию всего лишь с одной фигурой.


Норберт Шнейдер «Вермер. 1632-1675. Сокрытие чувств»


1654-55 - Христос в доме Марфы и Марии




1655-56 - Диана и нимфы




1655 - Девушка с жемчужной сережкой




1656-57 - Заснувшая служанка




1656 - У сводни




1657 - Девушка с письмом




1657 - Офицер и смеющаяся девушка




1658 - Бокал вина




1658 - Служанка с кувшином молока




1658 - Улочка




1659-60 - Вид Делфта




1659 - Бокал вина




1660-61 - Прерванное музицирование




1660-1662 - Девушка с кувшином




1662-63 - Женщина, взвешивающая жемчуг




1662-63 - Женщина, читающая письмо




1662-64 - Женщина с жемчужным ожерельем




1662-65 - Дама за верджиналом и кавалер




1665-1666 - Концерт




1665-1667 - Дама, пишущая письмо




1666-1667 - Девушка с флейтой




1667 - Служанка с письмом и дама




1668 - Астроном




1668 - Географ




1668 - Дама в красной шляпе




1669-1670 - Дама у верджинала




1669-1670 - Кружевница




1670 - Дама у верджинала




1670 - Дама, пишущая письмо со своей служанкой




1670 - Девушка у верджинела




1671-1674 - Аллегория веры




1672 - Гитаристка




Искусство живописи


Tags: ,

Link | Leave a comment | Share

Comments {23}

Ната

(no subject)

from: wienta
date: Dec. 28th, 2007 01:51 pm (UTC)
Link

Спасибо большое, многого не знала, многого не видела :)
Больше всего мне нравится в его работах это освещение с окна, погода всегда тахая солнечная, безветренная, нравятся витражные стекла, такой уют они вносят в дом и довольно часто в работах Вермеера на переднем плане присутствует отодвинутая занавес/штора, будто зритель заглядывает в чужую жизнь, которая идет своим ходом.
Замечательные работы!

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Dec. 28th, 2007 02:36 pm (UTC)
Link

А мне очень нравится то, как он изображал людей. И сама манера исполнения его работ - в некой дымке, почти что леонардоское сфомато.

Reply | Parent | Thread

Ната

(no subject)

from: wienta
date: Dec. 28th, 2007 03:03 pm (UTC)
Link

Я раньше думала, что такая дымка это следствие некачественной репродукции (видеть оригиналы не приходилось), а потом уже со временем узнала, что таковы и сами оригиналы, очень нежно.

Reply | Parent | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Dec. 30th, 2007 05:56 pm (UTC)
Link

Мне почему-то кажется, что это, своего рода, отражение голландского тумана. Не в прямом смысле, разумеется :-)

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: anonymous
date: Dec. 28th, 2007 02:12 pm (UTC)
Link

я = не анонимно, просто не хочется возиться с акккаунтом
Вермеер - это моя любовь, наверное, навечно. помню выставку в Пушкинском, где была представлена работа "Искусство живописи". смотрели с подругой. она - художник, я - начинающий художник. я стояла очумелая часа 1,5-2. потом повернулась к подруге и спрашиваю: "Что мы здесь делаем?" . она сразу поняла, о чем я... и все же после этого я не прекратила марать холсты... и все же несмотря на то, что никогда мне не достигнуть ЕГО цветовых и световых эффектов, я пишу... каждый раз удивляясь и поражаясь тому, что выходит ... свет, свет на лицах, свет от окна, пол... ткань... люстра с золотыми вкраплениями... карта...
спасибо вам за текст и за подборку иллюстраций!!!!

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Dec. 28th, 2007 02:37 pm (UTC)
Link

К слову, это практически все работы Вермера.
А Вы кто? :-)

Reply | Parent | Thread

Avery (aka) Sweet Little Queen XIII

(no subject)

from: kavery
date: Dec. 28th, 2007 05:01 pm (UTC)
Link

Как хочется все эти картины живьем посмотреть.
Точно не видела раньше картину "У сводни". Спасибо!

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Dec. 28th, 2007 05:09 pm (UTC)
Link

Мне кажется, в Эрмитаже какие-то картины Вермера должны быть.
Кстати, предполагается, что на картине "У сводни" в виде веселого гуляки (крайний слева) изображен сам художник.

Reply | Parent | Thread

Оберега

(no subject)

from: oberega
date: Dec. 29th, 2007 08:50 am (UTC)
Link

Есть в Эрмитаже :) . Один из моих любимых залов. правда там все время что-то меняют.

Reply | Parent | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Dec. 30th, 2007 05:55 pm (UTC)
Link

А много картин Вермера?

Reply | Parent | Thread

Оберега

(no subject)

from: oberega
date: Dec. 30th, 2007 07:11 pm (UTC)
Link

Нет. Его только на выставки привозят, к сожалению.

Reply | Parent | Thread

Таныч

(no subject)

from: holloweenjack
date: Dec. 29th, 2007 09:02 am (UTC)
Link

Прекрасный художник. Здорово было освежить кое-что в памяти, а про деда так я вообще была не в курсе. Любопытная наследственность.:))) Странно, я тут вычитала, что не все видели раньше картину "У сводни", а мне всегда казалось, что это оченно известная его работа и ее все знают.

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Dec. 29th, 2007 09:33 am (UTC)
Link

На этой картине можно, вероятно, увидеть самого Вермера.

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Сноррь

Re: По-нашему, по-нидерландски

from: snorri_di
date: Jan. 7th, 2008 04:54 pm (UTC)
Link

М-м... оно по смыслу близко к тому, что созвучно ему в русском?

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Сноррь

Re: По-нашему, по-нидерландски

from: snorri_di
date: Jan. 10th, 2008 01:32 pm (UTC)
Link

Дык вош это или нет? Хватит выделываться, говори, кому говорят! *помавает страшным орудием номер 25*

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Сноррь

Re: По-нашему, по-нидерландски

from: snorri_di
date: Jan. 18th, 2008 11:37 am (UTC)
Link

*ничего не поняла*

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Сноррь

Re: По-нашему, по-нидерландски

from: snorri_di
date: Jan. 23rd, 2008 12:27 pm (UTC)
Link

А при чем здесь нидерландский язык? :-)

Олище, пользуйся превью, bitte, а то у меня страница минут 10 грузилась...

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Сноррь

Re: По-нашему, по-нидерландски

from: snorri_di
date: Feb. 8th, 2008 02:13 pm (UTC)
Link

Дорогое Олище, Динище, к твоемк сведению, тоже филфак закончило и каким-то местом все же филолог, так что назвать английский язык порождением немецкого оно не решится даже под угрозой макси-гильотины ;-))
Хотя тонкостей история развития нидерландского языка оно, конечно, не ведает.
Кстати, а какой из диалектов немецкого тебе самой больше нравится?

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Сноррь

Re: По-нашему, по-нидерландски

from: snorri_di
date: Mar. 3rd, 2008 06:07 pm (UTC)
Link

А от хохдойча они сильно отличаются и чем?

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: anonymous
date: Jan. 7th, 2008 11:09 pm (UTC)
Link

Вермеер работал на Билла Гейтса - везде окна. ;)

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Jan. 10th, 2008 01:28 pm (UTC)
Link

Microsoft has you :-))

Reply | Parent | Thread

ninette_b

(no subject)

from: ninette_b
date: Jan. 11th, 2008 04:58 pm (UTC)
Link

Спасибо за интересную статью и прекрасные иллюстрации! Я заинтересовалась Вермером после того, как прочитала книгу "Девушка с жемчужной сережкой" и посмотрела одноименный фильм. Действительно прекрасный художник. Недаром Сальвадор Дали считал его великим...

Reply | Thread

Сноррь

(no subject)

from: snorri_di
date: Jan. 11th, 2008 05:28 pm (UTC)
Link

Очень рада, что Вам понравилось.

Reply | Parent | Thread